Даже при самом критическом отношении к экранизации Бунина нужно признать, что достаточно сильных конкурентов у фильма не было. По имеющимся у "РГ" сведениям в списке его соперников фигурировали картины уровня "Пионеров-героев". Были определенные основания претендовать на номинацию у таких фильмов, как "Севастополь" или "Класс коррекции", уже складывается неплохой запас на будущий год: "Орлеан", "Ангелы революции". Но пока даже профессиональное качество российских картин, прошедших на экранах за минувший "оскаровский" сезон, нельзя считать конкурентоспособным: дает себя знать дефицит талантливых сценариев и оригинальных художественных идей, почти нет настоящей режиссуры и все портит сериальная развращенность актеров. Когда одно издание попросило назвать фильмы, которые можно предложить на "Оскара", я только развел руками: есть хорошие картины, но нет прорывов, по общественному и художественному весу равных прошлогоднему "Левиафану".
Оскаровскому комитету приходится учитывать и тему картины, смысл которой выходил бы на общечеловеческий уровень - чтобы иностранная аудитория, включая академиков "Оскара", могла этот смысл считывать, понимать сюжетные коллизии, сочувствовать героям. И в этом смысле "Солнечный удар" выигрывает состязание: история короткого, но яркого любовного увлечения, революционный раж, поменявший все нравственные ориентиры, патетика финала - все это будет восприниматься международной аудиторией, пожалуй, легко и адекватно. Есть четкие границы между добром и злом, приверженность классической режиссуре, профессиональная работа с актерами. И то, что российская публика может воспринимать как прямолинейность или наивную символику, вполне способно вызвать аплодисменты в Лос-Анджелесе. Иными словами, Михалкову удалось снять самый конвертируемый фильм из всего годового российского репертуара.
Перспективы пока туманны: еще не все страны объявили свои предложения. Но ясно, что "Солнечный удар" окажется в сильной компании: год был урожайным как на крупные фильмы, так и на новые имена. Венгрия выдвинула такой мощный, по форме новаторский фильм, как "Сын Саула". Второй раз участвует в гонке Косово - теперь с фильмом на раскаленную тему мигрантов "Бабай"; эта же тема - в швейцарской картине "Иракская одиссея". От Филиппин выдвинут "Генерал Луна", от Пакистана - современный сюр "Мать", от Кореи - рекордсмен местного бокс-офиса "Трон", от Гонконга - спортивная драма "Нападающий", которой проиграл сам Вонг Карвай. Франция, вероятно, предложит хиты Венеции и Канна "Маргариту" или "Дипана". Многие ведущие кинодержавы еще определяют кандидатов, но есть свои шедевры в пробудившемся кино Италии, есть из чего выбирать в Германии, в Китае, в странах Скандинавии. Вскоре сформируется состав будущего лонг-листа, утвержденного экспертным советом Американской киноакадемии - и тогда о конъюнктуре в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" можно будет судить с большей долей уверенности.
А пока этот первый этап оскаровской гонки можно считать предварительным: выдвинутый страной фильм еще не является номинантом. Не будут считаться номинантами и картины, которые войдут в лонг-лист - "длинный список". И только когда эксперты отберут участников предпоследней дистанции, можно будет говорить о предчувствии успеха. Никите Михалкову удалось достичь триумфа на "Оскаре" с "Утомленными солнцем" и дважды войти в шорт-лист с фильмами "Урга. Территория любви" и "12". "Солнечный удар" - его четвертая попытка взойти на Олимп мирового кино. В какой мере она окажется удачной - как говорят на Первом канале, покажет время. Напомню к случаю, что в сентябре Союз кинематографистов России выступил с идеей учреждения альтернативной "Оскару" премии - "Евроазиатского Оскара", который объединил бы страны БРИКС и прилегающих регионов, где проживает более 40 процентов населения Земли.
88-я церемония вручения премий Американской киноакадемии пройдет в Лос-Анджелесе 28 февраля 2016 года.