Этот совет, собравший специалистов по транспорту со всего мира, проходит в Москве уже в третий раз. В этом году его темой были билетные системы, а также возможные источники внебилетных доходов - вроде рекламы и сдачи в аренду "притранспортных" площадей. Как рассказала замруководителя дептранса Алина Бисембаева, эксперты сошлись во мнении - рано или поздно и Москве придется переходить к зональным билетам, поскольку несправедливо платить одну и ту же цену за поездку расстоянием на две станции и 22.
В мире к этому вопросу существует два подхода, и оба, по мнению экспертов, имеют право на жизнь: оплата по километражу или по зонам. Но в ближайший год-два ни на один из этих принципов оплаты переходить точно не планируют. В то же время, акценты в билетном меню будут смещаться в пользу безлимитных дневных, недельных и т.д. билетов, а вот от проездных на определенное количество поездок, которые не очень популярны в крупных городах мира, и в Москве будут уходить.
Генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Алан Флауш, помимо зонных билетов, посоветовал москвичам также задуматься о введении отдельных проездных в дни массовых мероприятий. Если, например, в Москве проходит чемпионат мира по футболу, то все его гости вместе с билетами на матчи получают такие проездные. Из существующих в Москве билетов эксперты выше всех оценили "Тройку", отметив ее большие перспективы.
А вот Габриэль Домшитц, член совета директоров городской компании Вены, которая занимается в том числе общественным транспортом, отметила для себя чистоту и безопасность столичного метро. Она приезжает на экспертный совет уже в третий раз и с удовольствием отметила изменения, которые произошли в столичном транспорте. "Он стал гораздо эффективнее, полезнее и дружелюбнее, чем три года назад", - рассказала Габриэль "РГ".
Заинтересовала эксперта и "Тройка": в Вене пока только собираются вводить мультимодальные билеты, которые позволяют ездить не только на общественном транспорте, но и оплачивать различные городские сервисы как, например, аренду велосипедов или машины в каршеринге. Напомню, в столице прокат велосипедов по "Тройке" работает еще с прошлого года, можно по ней ездить в аэроэкспрессе и в электричках, проходить в зоопарк. А вот ценовая политика в Вене гораздо комфортнее для пассажиров. Как рассказала г-жа Домшитц, в городе действует лозунг "Проезд - евро в день". В Вене очень популярны годовые билеты стоимостью 365 евро, они есть примерно у половины всех пассажиров. Самое приятное, что за них можно расплачиваться раз в месяц - пассажир приобретает проездной и постепенно его полностью "выкупает". Даже в переводе на нынешний курс получается, что безлимитный проезд на всех видах транспорта Вены обходится примерно в 2130 рублей в месяц. В то же время, если сравнивать Вену с Москвой, безлимитный билет на год стоит 18200 рублей, что в пересчете на месяц составляет 1516 рублей. Правда, и выкупить его придется сразу, и в рассрочку платить возможности нет. Относительно низкая для Европы стоимость проезда в Вене обусловлена тем, что транспорт получает большие субсидии от города, тут сосуществуют многие виды транспорта, выполняется четкое расписание, а также введены высокие налоги на владение машиной. Все это привело к тому, что даже молодежь в столице Австрии предпочитает передвигаться на общественном транспорте и не покупать машины. "Может быть, и москвичи откажутся от своих автомобилей, стоя в пробках и глядя, как мимо свободно едет автобус", - говорит Габриэль Домшитц. Впрочем, в Вене процесс переориентирования пассажиров на общественный транспорт занял около двадцати лет. Сейчас в городе только треть поездок совершается на личных авто.