Четыре месяца назад министры внутренних дел признали, что Европа уже потеряла много времени, поэтому необходимо принять срочные меры для укрепления безопасности. Был разработан план-минимум, в соответствии с которым с марта 2016 года должны быть ужесточены проверки всех, кто въезжает в ЕС или выезжает. Как ожидалось, усиленный контроль затронет и тех, кто, будучи гражданином одной из стран Шенгена, обладает правом на свободное перемещение внутри ЕС. Такой механизм позволил бы сопоставить информацию о тех, кто пересекает границы ЕС, с данными баз национальных разведслужб и Интерпола. Это было самое простое решение или, как его назвали в Брюсселе, "точечное изменение норм", которое можно было принять оперативно для того, чтобы предотвратить проникновение в Европу боевиков из Сирии и Ирака. Впрочем, даже для имплементации такой в целом несложной меры по укреплению безопасности ЕС пришлось преодолеть целую бюрократическую эпопею: подготовить проект для Еврокомиссии по изменениям в Шенгенское соглашение, разработать план реформ соглашения в самой ЕК и многое другое. И тем не менее эффективность этой системы по-прежнему вызывает вопросы.
Инициативы, которые накануне обсуждали главы МВД ЕС, вероятно, ждет та же судьба. А между тем предложения звучали самые разнообразные. К примеру, мера, на которой последовательно настаивает Париж, это запуск общеевропейской системы регистрирования личных данных авиапассажиров (PNR). "Эта система не решит все проблемы, но это существенный инструмент", - оценил предложение координатор по контртеррористической деятельности Жиль де Кершов.
Кроме того Кершов призвал страны ЕС "больше инвестировать в Европол", чтобы максимально задействовать базу данных Информационной системы Шенгена и европейской полиции. К слову, именно обмен разведданными между странами - членами ЕС на сегодняшний день вызывает наибольшие споры. Дело в том, что сама идея обмена сбора личных данных и обмена ими напрямую противоречит ряду законодательных инициатив по защите личной информации на общеевропейском уровне. К тому же о желании самостоятельно обеспечивать безопасность внутри страны уже заявили целый ряд европейских столиц. Хотя, как уже отмечали наблюдатели, теракты в Европе доказали, что работа, которую проделывают национальные службы безопасности, не всегда оказывается достаточной для того, чтобы предотвратить трагедию.