31.05.2016 11:41
Поделиться

В Ростове увеличились продажи машин по системе "трейд-ин"

В Ростове разгорается скандал между крупнейшим автосалоном города и клиентами, которые приобрели в нем новенькие иномарки. Деньги покупатели уже внесли, а машины забрать не могут: оказалось, что у дилера нет в наличии ПТС.

Автолюбители уже подали в суд иски о мошенничестве. В салоне сетуют на сложные для бизнеса времена, но обещают, что все наладится. А в российском представительстве японского завода-производителя вообще пояснили, что у компании в настоящий момент дилерское соглашение уже отозвано. В подобное, пусть и не столь катастрофическое положение попали многие дилеры юга. На чем сегодня делают кассу автоцентры?

По данным "Автостата", в прошлом году в стране впервые уменьшилось количество официальных автоцентров. Оно сократилось на 200 единиц, в то время как раньше центры множились точно грибы после дождя. В среде предпринимателей торговля машинами считалась не только прибыльным, но и престижным делом. "Красивый мужской бизнес" - так совсем недавно говорили владельцы автосалонов. Однако в прошлом году в Ростовской области отмечено падение продаж на 40,7 процента, а в Краснодарском крае - на 43. Цены на новые автомобили за последние полтора года выросли на 35 процентов, а продажи за этот период упали почти на 45. Оптимизма у бизнесменов поубавилось, хотя обвального сокращения числа салонов все же не произошло. Покупатели перестроились и начали приобретать не новые машины, а подержанные. В марте 2016 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в стране составил 437,1 тысячи единиц, что на 13,1 процента больше, чем годом ранее. По итогам первого квартала 2016-го объем вторичного рынка достиг 1,12 миллиона единиц, продемонстрировав рост на 6,1 процента. Для автоцентров это как соломинка для утопающего. В условиях уменьшающейся маржи компании юга активнее предлагают "бэушные" авто. Трейд-ин становится одним из основных направлений их деятельности.

Как сказал президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Владимир Моженков, то, что автоцентры тратят больше оборотных средств на приобретение автомобилей с пробегом и на их техобслуживание, - одно из последствий экономического кризиса. На Западе эти технологии развиты давно, там делают акцент на сервисе.

До прошлого года этот рынок на юге оставался практически неохваченным, хотя почва была подготовлена еще в 2004 - 2005 годах, когда авто стали покупать в массовом порядке. Именно тогда дилеры создали подразделения для торговли подержанными иномарками. Кроме того, некоторые дистрибьюторы заключали договоры с дилерами, только если у последних была в наличии площадка для продажи авто секонд-хенд. И все же торговать машинами с пробегом считалось невыгодным, услугу трейд-ин рассматривали как довесок к основному продукту.

- Автомобиль занимал место, требовал внимания техников и менеджеров. Замороженные деньги, одним словом, - говорит менеджер по продажам дилера известного немецкого бренда Руслан Маджихов. - Сегодня, учитывая, что маржа от продажи новых авто приближается к нулю, рынок спасает трейд-ин. В апреле этого года мы продали в полтора раза больше авто с пробегом, чем за этот же месяц в прошлом году. Если трейд-ин дает хотя бы пять процентов, это уже выгодно.

Практически все компании юга отмечают, что доля продаж машин с пробегом составляет примерно от восьми до 20 процентов и продолжает увеличиваться.

- Система трейд-ин работает по двум схемам, - объяснила глава рекламного отдела автоцентра, продающего немецкие авто, Карина Арутюнова. - По первой схеме компания меняет подержанный автомобиль своей марки на новую машину, разумеется, с доплатой. Цена выкупа при этом обычно составляет около 80 процентов от рыночной цены машины. По второй схеме можно использовать автокредит. В этом случае подержанный автомобиль принимается в уплату первоначального взноса. В Ростове больше развита первая схема.

Дилеры единодушно заверяют, что занижение цены на подержанный автомобиль - это миф. Каждый случай рассматривается индивидуально, но в целом на юге неофициально действуют немецкие правила оценки.

- После первого года эксплуатации вычитается 20 процентов от стоимости авто, а дальше - по 15 процентов за каждый год и минус пробег, - уточнила Арутюнова. - Автомобили премиум-класса теряют в цене после первого года эксплуатации 30 процентов, а потом по десять.

Лидером рынка легковых автомобилей с пробегом является отечественная Lada, на долю которой приходится почти 30 процентов от общего объема продаж, в количественном отношении это 125,5 тысячи машин. На втором месте - Toyota, продажи этой марки выросли на 22 процента и составили 49,4 тысячи автомобилей. А замыкает трио самых востребованных подержанных иномарок компания Nissan - 23,1 тысячи машин и рост 24 процента. В пятерке лидеров Chevrolet и Hyundai.

По данным "Автостата", подержанные авто из Москвы и области едут в основном на юг. За первый квартал этого года 6141 автомобиль столицы и Подмосковья поменял своих автовладельцев и переправился в Краснодар и Ростовскую область, это 2,7 процента общего числа проданных автомобилей.