С 2016 года попадание в этот реестр - обязательное условие для получения субсидий из госбюджета, пояснили в министерстве. Промышленные кластеры в России, в том числе в Воронежской области, существуют довольно давно. Но их признаки были официально прописаны лишь прошлым летом в постановлении правительства России № 779. Кластер - это минимум десять предприятий, собравшихся вокруг одного конечного производителя. Не менее половины продукции каждого участника нужно использовать внутри объединения. Причем производительность труда там должна быть выше средней по отрасли.
В июне минпромторг изучил документы десятка кластеров, претендующих на включение в реестр (Центральный округ, помимо воронежцев, представлял "Липецкмаш"). Как сообщил замминистра Дмитрий Овсяников, заявки будут принимать весь год, но лучшие из "пионеров" получат господдержку в ближайшее время:
- Мы начинаем субсидировать проекты по импортозамещению. Ожидаем, что в кластерах увеличится количество высокопроизводительных рабочих мест и доля компонентов собственного производства в конечной продукции, а затраты на закупки у зарубежных поставщиков - сократятся… Как и в случае с любым новым механизмом господдержки, первый год станет периодом апробации. Получить субсидии смогут лишь несколько кластеров. Но я уверен, что в 2017-м объем средств, предусмотренных на это в федеральном бюджете, существенно вырастет.
Чтобы получить финансирование из казны, мало просто делать аналоги продукции, которая ранее поступала из-за рубежа, подчеркнул руководитель департамента промышленности Воронежской области Иван Шкуматов:
- Изделия должны быть инновационными и иметь экспортный потенциал. То есть надо учитывать, сможем ли мы конкурировать с иностранными коллегами по себестоимости товара. Если да, то проект получит высокую оценку и субсидии.
Воронежский нефтегазовый кластер представил экспертам минпромторга два проекта: модернизацию литейного цеха для выпуска деталей запорно-регулирующей арматуры и организацию производства модуля, позволяющего автоматически управлять работой газовых скважин. В объединение, созданное вокруг ООО ФПК "Космос-Нефть-Газ", входит 44 малых предприятия. Около 15 из них стали учредителями управляющей компании.
Кластерная политика в регионе реализуется с 2009 года. Департамент промышленности насчитал пять таких объединений. Помимо самого успешного - нефтегазового, это радиоэлектронный (концерн "Созвездие", ряд заводов, НИИ и КБ), мебельный ("Мебель Черноземья" и ее поставщики), электромеханический (ОАО "Корпорация НПО "РИФ" и производители разнообразной техники - от сплит-систем до инвалидных колясок) и авиационный (ОАО "ВАСО" и смежники) кластеры.
Оформляют свои отношения ОАО "Турбонасос" и АО "НИИ лопастных машин". Кроме того, недавно прозвучала идея организации кластера аддитивных технологий на базе Нововоронежской АЭС и ОАО "Воронежсельмаш", где собирают промышленные 3D-принтеры.
Региональный Центр кластерного развития называет еще четыре группы предприятий, связанных более или менее тесной кооперацией. Они заняты в сферах IT, производстве строительных материалов, мясном скотоводстве и транспортной логистике, но под 779-е постановление сегодня не подходят.
Стоит отметить, что на базе двух кластеров в Воронеже действуют технопарки - малые инновационные предприятия принял у себя "Космос-Нефть-Газ" и авиазавод. Резидентам положены небольшие льготы по налогам, зачисляемым в облбюджет. Есть также пара технопарков ("Содружество" и "МИТЭМ") на площадях бывших заводов-гигантов. Лет десять назад регион стал одним из первых в стране внедрять эти новые форматы кооперации. "Мода" подкреплялась бюджетными субсидиями. Потом была волна создания бизнес-инкубаторов, индустриальных парков - в том числе в райцентрах, где сохранились промплощадки… Теперь на повестке дня кластеры.
- Создавать их просто "чтобы были" - не вижу смысла. Пока у нас получается так, что промышленная кооперация развивается в основном в Воронеже. Те же технопарки сложно организовать в районах - ну, будет один-два резидента… Если там есть предприятия, которые выпускают инновационную продукцию, они могут получать помощь в рамках программ минпромторга (на научно-исследовательские работы, модернизацию и техперевооружение, субсидирование ставок по кредиту) или через "Корпорацию по поддержке малого и среднего предпринимательства", - отметил Иван Шкуматов. - На данный момент корпорация предоставила гарантии по кредитам для двух воронежских проектов - один связан с модернизацией промышленного оборудования, другой - с сельским хозяйством. Еще четыре - на согласовании.
По словам чиновника, несмотря на кризис, в регионе сохранены все меры поддержки индустриального сектора. Более того, планируется создать областной фонд промышленности - по аналогии с федеральным, он будет выдавать займы под пять процентов годовых.
- Мы также вводим новый инструмент - специальный инвестконтракт. В нем компания обязуется за 10 лет выпустить определенный объем продукции по определенной стоимости, создать конкретное количество рабочих мест. Власти же региона на этот срок гарантируют преференции (в первую очередь льготы по налогам), - рассказал Иван Шкуматов. - Похожая схема в Воронежской области используется для особо значимых инвестпроектов. Но там льготы предоставляют с оговоркой - при наличии денег в бюджете. А спецконтракт этой ремарки не содержит, и в зависимости от нужд инвестора могут быть запрошены и федеральные меры поддержки. Такой возможностью уже заинтересовался холдинг "СИБУР", который модернизирует производство на заводе "Воронежсинтезкаучук".
Борис Нестеров, председатель Гражданского собрания "Лидер" (объединение владельцев крупного бизнеса Воронежской области):
- Главное, что надо понять: те условия, в которых мы сегодня оказались, - это не кратковременный кризис, а новая экономическая реальность. И в ней нам предстоит жить очень долго. Бизнес не случайно в последние годы пользуется таким пристальным вниманием и поддержкой власти. Когда нефть стоила 120 долларов за баррель, государству хватало ренты. А теперь бюджет этим не наполнишь. По данным директора "Корпорации МСП" Александра Бравермана, в России малый и средний бизнес дает 18-20 процентов ВВП, в Восточной Европе - 40, в Западной - 60, в Сингапуре почти 80. Что мешает нам приблизиться к этим показателям? Системные проблемы. Отсутствие долгосрочных планов: концепция энергетической сверхдержавы потерпела крах, новой пока не предложено. Отсутствие денег - мне могут выдать кредит на перевооружение производства минимум под 15 процентов на три года, коллеге в США - под три процента на 20 лет. Мешают противоречивые и устаревшие законы, незащищенность частной собственности. Раздутый аппарат чиновников делает государственную машину слабо управляемой, а "палочная" система оценки правоохранительных органов заставляет их придираться к бизнесу, применять карательные меры - вместо того, чтобы работать на упреждение.