Но, как и в ситуации с другими рабочими профессиями, проблема начала решаться. Благодаря общим усилиям учебных заведений и предприятий, работающих в сфере лесной промышленности, зародилась надежда на успех.
- В советское время на территории РФ было лишь 9 вузов, которые на достаточно высоком уровне готовили специалистов лесного профиля. Практически все выпускники шли в отрасль, чему способствовала система распределения. Но главное - они были подготовлены работать в лесу как теоретически, так и практически, - рассказывает ректор Поволжского государственного технологического университета Евгений Романов. - Сегодня специалистов для лесного хозяйства выпускают свыше полусотни вузов и факультетов, открытых почти во всех регионах страны. При этом кадровый голод остается. Очевиден дефицит сильных преподавателей, да и материальная база оставляет желать лучшего.
В результате - из стен вузов не выходят специалисты-профессионалы. Ведь чтобы их вырастить, вузы должны иметь собственную научную школу, собственные учебно-опытные хозяйства, ботанические сады, профильные лабораторные комплексы, современную лесную технику. Таковых в России - с единицы.
Зачастую у вузов и техникумов просто нет ресурсов на то, чтобы обеспечить будущим специалистам грамотную практику. А это не пресловутые юристы и экономисты - одной бумагой и компьютером дело не обойдется.
- Выпускники учебных заведений лесопромышленной направленности сегодня нуждаются в дополнительном обучении уже на предприятии. Это может происходить как на производственной практике, так и во время стажировки перед непосредственным трудоустройством. У нас на предприятии мы реализуем оба этих формата. Процесс производства максимально автоматизирован. К сожалению, работе на таком оборудовании в учебных заведениях практически не обучают, поэтому перед тем как новые работники приступят к исполнению своих обязанностей, они проходят дополнительное обучение и стажировку. Ситуация с кадрами для деревообрабатывающей отрасли сегодня такова, что предприятиям, в особенности крупным, необходимо заблаговременно думать над решением этого вопроса, - говорит гендиректор завода KASTAMONU в России Али Кылыч.
Представители предприятий говорят, что лучше всего на профориентацию молодежи работают не конкурсы и стипендии на уровне школ, а открытая информация о хорошей зарплате, соцпакете и условиях труда, а также возможность своими глазами увидеть производство. Проще говоря, красивый и современный станок - сам по себе отличный мотиватор. Директор департамента по работе с персоналом комбината "СВЕЗА Новатор" Наталья Попова говорит, что при слове "комбинат" молодежь представляет советские заводы с тяжелым ручным трудом и идти работать сюда желания не возникает. Именно в сотрудничестве отрасли образования и промышленных предприятий специалисты видят решение кадрового вопроса в лесном хозяйстве. "Я вовсе не призываю завтра закрыть десятки новых факультетов. Уровневая подготовка по системе "бакалавр - магистр" позволяет наладить эффективное сетевое взаимодействие. Решению кадровой проблемы и переводу лесной отрасли на интенсивные рельсы может способствовать формирование на базе ведущих университетских комплексов учебно-научно-производственных кластеров, расположенных по федеральным округам и объединяющих профильные учебные заведения, научно-исследовательские институты, отраслевые предприятия. Планируем в Поволжье создать такой кластер на базе Волгатеха", - говорит Евгений Романов.