Из более чем пяти с половиной тысяч опрошенных рекрутинговой компанией Antal Russia работников в этом году только девять процентов сказали, что у них есть такая льгота.
Тенденцию подтверждают и данные Банка России: за последние полтора года участников корпоративных пенсионных программ стало меньше на миллион человек. Охват трудоспособного населения корпоративным пенсионным обеспечением не превышает шести процентов. Хотя если брать отдельные крупные компании, то там цифра может достигать 80 процентов от общего числа работников.
"Мы видим устойчивый спрос на внедрение корпоративных пенсионных программ со стороны международных компаний, работающих в России, - говорит исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев. - Д ля них это традиционный механизм мотивации сотрудников, часть стандартного социального пакета. Они продолжают участвовать в формировании пенсий своих сотрудников".
В российских компаниях интерес к корпоративным пенсионным программам тоже виден, но экономическая ситуация не всегда благоприятна для их создания и финансирования, констатирует Якушев. Наибольший спрос, по его словам, идет со стороны социально ответственных организаций, особенно крупных предприятий в моногородах: для них важно обеспечить достойный уровень жизни своих работников после окончания трудовой деятельности. Что касается компаний новой экономики, то они в большей степени перекладывают ответственность за будущую пенсию на своих работников, выплачивая им заработную плату выше среднего.
Как показывают исследования рынка, корпоративные пенсионные программы распространены преимущественно в таких отраслях, как металлургия, товары народного потребления, финансовый сектор, энергетика.
Чаще всего в России практикуются схемы, основанные на принципе паритетного участия работодателя и работника в формировании будущей корпоративной пенсии. Диапазон взносов - 2-5 процентов от зарплаты.
Есть и программы, которые финансирует только работодатель, без участия работника. Обычно для участия в последних требуется стаж работы в компании, который составляет не менее трех, а где-то и 10 лет. "Корпоративная пенсионная программа - в первую очередь инструмент управления персоналом, поэтому ее условия зависят от задач, стоящих перед работодателем, - поясняет Максим Элик, первый заместитель исполнительного директора НПФ "Благосостояние". - Если работодатель заинтересован в удержании определенной группы работников - например, обладающих узкой специализацией, то он скорее создаст программу с полным финансированием за счет средств организации. Но право воспользоваться пенсионными средствами у работников появится только через определенный срок. Если же мы говорим о крупных отраслеобразующих компаниях, то здесь первоочередные задачи - повышение конкурентоспособности на рынке труда и выполнение социальных обязательств перед многочисленным трудовым коллективом. Эти обязательства, как правило, закрепляются в коллективных договорах. Наиболее справедливо, когда программа НПО строится на принципе софинансирования взносов работников со стороны работодателя".
Средний размер корпоративной пенсии в нашей стране сейчас около трех тысяч рублей. Хотя у недавних пенсионеров она обычно больше. Это объясняется тем, что размеры пенсионных выплат растут по мере становления системы, которая имеет накопительный характер, уточняют эксперты.
Что дальше? "Мы ежегодно проводим исследование рынка, позволяющее оценить перспективы развития корпоративного НПО. И фиксируем высокую потребность в таких программах со стороны работников", - замечает Элик.
Работники действительно считают корпоративную пенсию значимым атрибутом соцпакета, подтверждает Евгения Ланичкина, партнер Antal Russia. Причем с возрастом ее важность для сотрудников заметно возрастает. Кандидаты старше 50 лет отмечают значимость этой льготы в два раза чаще сотрудников, которым еще не исполнилось 30.
Но одного желания работников иметь корпоративную пенсию недостаточно: инициативу должны проявлять работодатели. Для этого нужны дополнительные стимулы, считает Максим Элик. Например, налоговые преференции. "В целом, вопрос развития корпоративных пенсионных программ - только во времени. Это сравнительно новый для российского рынка продукт и при этом достаточно сложный, потому для его развития и распространения требуется больший срок", - резюмирует он.