В Киргизии получают соцуслуги лишь пять процентов нуждающихся

В 2015 году министерство труда и социальной защиты смогло сэкономить около 115 миллионов сомов. Однако направить высвободившиеся средства в детские интернаты и дома престарелых помещало отсутствие в законодательстве специальной статьи.

Корреспондент "РГ" вместе с другими журналистами побывала в нескольких социальных учреждениях, чтобы своими глазами увидеть, как живут люди, остро нуждающиеся в поддержке государства и общества.

Дети Зумрият

Маму знаменитых сиамских близнецов Зиты и Гиты Резахановых Зумрият знают не только в их родном селе Джаны-Джер Сокулукского района. История о том, как женщина боролась за своих дочерей, облетела весь мир. В прошлом году, к сожалению, сердечко Зиты Резахановой перестало биться. Но Зумрият, несмотря на горе, не опустила руки. В июле 2016 года она организовала общественный фонд "Право на лучшую жизнь" и открыла в родном селе центр для детей-инвалидов. Местные жители помогли сделать ремонт в здании, кто-то из спонсоров подарил несколько ковров на пол, телевизор и мебель. Небольшие средства выделило министерство труда и социальной защиты.

Первой гостей, прибывших из столицы, радостно встречает голубоглазая белокурая девчушка. Обняв каждого посетителя, она убегает играть со своими друзьями.

- Эта наша царица Тамара, - говорит Зумрият. - Она хоть и новенькая, но уже успела адаптироваться. У девочки задержка с развитием речи. В нашем селе 48 детей, которые нуждаются в специальном уходе, мы же можем принять только 16. Ребята находятся у нас с утра до обеда, с ними занимаются педагоги, логопеды. Детки рисуют, лепят, делают аппликации, но главное - общаются, и это положительно сказывается на их развитии. За это время их мамы могут сделать какие-то дела. Ведь для женщины очень сложно целый день не отходить от больного ребенка, по себе знаю. Да и нет у многих родителей специального образования, чтобы работать над развитием малыша.

Пятилетний Канат родился с синдромом Дауна. До прихода в центр он не говорил, передвигался с трудом. Мальчик попал под опеку педагога Лидии Милехиной. Она всю жизнь проработала в местной школе преподавателем младших классов. Когда Зумрият Резаханова попросила помочь с больными ребятишками, педагог, не раздумывая, согласилась и стала учить маленьких обитателей центра грамоте.

- Мы знакомимся с алфавитом, работаем над произношением слов, - рассказала Лидия Милехина. - Недавно организовали для пап и мам небольшой праздник. Пришли и родители Каната. Услышав, как он говорит "мама" и "папа", они расплакались.

Кстати, проект получил финансирование пока всего лишь до второй половины 2017 года. Если государство не изыщет средств и не найдутся спонсоры, центр может быть закрыт...

Не отчаявшиеся

Благодаря спонсорской поддержке в Киргизии действует и другой проект для людей с ограниченными возможностями - "Социальная деревня "Манас". Участие государства в ее создании и развитии минимально.

- После окончания срока пребывания в детских лечебных социальных учреждениях многих детей ждала одна судьба - дома инвалидов, - рассказала директор общественного объединения "Социальная деревня "Манас" Гульбарчын Такырбашева. - Мы же хотели дать им шанс выйти в мир. Обращались с просьбой о помощи к местным бизнесменам и политикам, но безрезультатно. Нас поддержала семья Карлы-Марии Шелике из Германии. Они взяли на себя большую часть работ по обустройству деревни. Участок под строительство удалось получить у администрации села Беловодское. За короткое время здесь был возведен поселок по немецкому образцу. Удалось даже открыть мастерскую по изготовлению изделий из войлока.

Сейчас в "деревне" живут выпускники Беловодского психоневрологического детского дома. Всего 18 человек. Диагноз у каждого разный. Пятеро ребят - колясочники. Они не могут обойтись без посторонней помощи.

- Мы стараемся, чтобы никто не остался в одиночестве, - расказала Гульбарчин. - Ведь именно общение помогает им избавиться от депрессии, а некоторым даже побороть недуг. Например, у нас живет Айжан. Девочка очень способная, и если бы на ее развитие вовремя обратили внимание, то, может быть, ее судьба сложилась бы иначе. У нас есть еще несколько таких ребят. Мы хотим обучить их какой-нибудь специальности - парикмахера или швеи.

У "Надежды" есть надежда

В 1989 году в Киргизии появился единственный на территории СССР центр для так называемых "необучаемых". То есть тех, кто, по советским меркам, был не пригоден к жизни в нормальном обществе. Назвали центр "Умут - Надежда". Его воспитанники, несмотря на диагноз, нашли свое место в жизни, а некоторые даже окончили вузы.

В центре "Умут - Надежда", кстати, живут ребята из прославленного танцевального коллектива "Тумар". Этот коллектив уникальный. Ансамбль был создан шесть лет назад. Участники "Тумара" исполняют на инвалидных колясках зажигательную румбу, классический вальс и задорный брейк.

- Для человека, скованного недугом, танцы, без преувеличения, открывают целый мир или, по крайней мере, приоткрывают в него столь желанное окно, - рассказала одна из участниц коллектива Самыйбек кызы Айдина. - Мы вполне самостоятельные люди, нам просто нужно немного помочь. Я занимаюсь в ансамбле со дня его основания. Именно с приходом сюда моя жизнь стала другой.

Центр также существует, в основном, благодаря частным пожертвованиям, что не позволяет принять всех, кто нуждается в помощи. Но, как говорят здесь, надежда, что государство рано или поздно обратит на них должное внимание, все же есть. И больше всего воспитанникам центра хотелось бы, чтобы им подарили новый школьный автобус, тогда будет на чем выезжать на мероприятия.

Досье "РГ"

Карла-Мария Шелике - одна из немногих представителей стран Западной Европы, которая жила и работала еще в Киргизской СССР. Так уж случилось, что здесь же появился на свет ее первенец - Герт-Михаил. Лежала Карла-Мария в обычном роддоме города Фрунзе. Однажды у кровати ее соседки по палате собрались врачи и медсестры. Они настоятельно просили ее написать отказ от ребенка, потому что тот родился инвалидом. После смерти Герта-Михаила Карла-Мария решила, что делом всей ее жизни станет помощь детям с ограниченными возможностями, живущим в Киргизии.

Компетентно

Назгуль Ташбаева, эксперт по вопросам предоставления госуслуг в области социальной защиты:

- К сожалению, на сегодня в Киргизии отсутствует система планирования развития соцуслуг на местном уровне. К тому же оценка нужд и потребностей населения в таких услугах не проводится. В 2001 году в республике работало 55 социальных проектов. На их финансирование выделялось чуть больше 12 миллионов сомов. В 2015 году число проектов сократилось до 36, а из бюджета было направлено на их реализацию свыше 22 миллионов сомов. Однако эффект все равно минимальный. Причина в том, что неправильно был определен круг нуждающихся. Поэтому помощь де-юре есть, а де-факто - отсутствует.