На Кубани суд выселил из квартиры одинокую мать с шестью детьми

В конце года принято подводить итоги. Вот и журналисты Краснодарского филиала "Российской газеты" решили узнать, как живут сегодня герои наших прошлых публикаций. Ведь за судьбой некоторых из них мы следим уже много лет.

Катя скоро станет мамой

Впрочем, и они репортеров не забывают: звонят, заходят в гости, чтобы поделиться очередной радостью. Вот на днях позвонила Татьяна Грудинина из станицы Медведовской Тимашевского района и ошарашила новостью: "Катюшка-то наша скоро станет мамой, а я - бабушкой, - сказала она. - Мы тут приданое для малыша собираем, когда дождемся его, вместе поедем Катю из роддома встречать".

Поразительно, как быстро летит время. Почти 13 лет уже прошло, а кажется, только вчера в рождественский сочельник Татьяна увидела на станичной улице чумазую малышку, убегающую от наркомана. Она взяла девочку в охапку и принесла домой. А когда отмыла, отогрела и накормила, то поняла: ребенок - глухонемой. Потом узнала, что девочка появилась в станице вместе с цыганским табором, подобравшим ее где-то на вокзале. У нее не было ни имени, ни возраста. Таня взяла ребенка в свой дом, назвала Катей, а возраст определили медики - примерно девять лет. Так малышка стала приемной дочкой Грудининой и любимой сестричкой для ее родного сына, 15-летнего Саши. И когда через семь месяцев подросток погиб, разбившись с другом на мотоцикле, не сойти с ума от горя Татьяне помогла приемная дочка Катя.

Наш первый материал об этой семье ("Будулай бы заплакал", "РГ" от 17.09.2004 г.) вызвал огромный общественный резонанс. Катюша вместе с мамой стали героинями популярных телепередач. Татьяне пришлось изливать душу перед всей страной. По ее словам, она согласилась на это с единственной целью: чтобы своим примером указать путь другим.

- Я на собственном опыте убедилась, как верна народная мудрость, что сироту согреешь - дом отогреешь, - говорит Грудинина. - Не будь Кати, я лишилась бы смысла жизни. А теперь забот много, но радости еще больше.
Катерину в прошлом году выдали замуж. С женихом они учились вместе в школе для слабослышащих детей, он родом из Тамани, где теперь живет и Катя. Практически каждый месяц она приезжает в гости к оставшимся с мамой приемным сестричкам и брату - Ане, Вике и Тимофею. Всех троих Татьяна брала заморышами, заметно отстающими от сверстников в развитии, а теперь все они - как картинки.

Глухонемая девочка появилась в станице с цыганским табором, подобравшим ее на вокзале, - у ребенка не было ни имени, ни возраста

- Тимохе уже 15 лет, он настоящим мужичком растет, - говорит мама. - В школе учителя его хвалят, а дома мы за ним как за каменной стеной. По утрам еще спим с девчатами, а он уже поднялся, курочек, гусей накормил, яйца собрал, птичник почистил. Это будущий фермер, хозяин. Аня - его ровесница, ей тоже 15 лет, но она и борщ сварит, и пирожков настряпает. Вика младшая, ей 10 всего, но и она обед умеет приготовить. Когда-то я старшую дочку всем премудростям научила, а уже она - младших сестричек. Сейчас свекровь Катина не может на нее нарадоваться. Постоянно звонит с благодарностями, что дочку хозяюшкой настоящей вырастила. Всегда приятно слышать, когда детей твоих хвалят. Вот это и есть счастье.

Конец "детовщине"

Почти шесть лет "РГ" следит за судьбой многодетной семьи из Новокубанского района. Буквально вчера позвонила мама, Лариса Малаховская, поздравила с наступающими праздниками, поделилась семейными новостями.

- Я уже дважды бабушка, у Кристины двое маленьких деток, ее братья и сестры живут со мной в той самой квартире, которую газета помогла получить, - говорит она. - А ведь не приди вы тогда на помощь, могла бы детей потерять. Хотя и сейчас проблем хватает. Вот газ за неуплату отрезали. Никому нет дела, как трудно выжить многодетной семье.

О бедах Малаховских "РГ" рассказала в материале "Детовщина" еще в феврале 2010 года. Напомним печальный сюжет. Ларису с пятью детьми муж оставил спустя два месяца после рождения младшей дочери. Многодетная семья ютилась в двух крошечных неблагоустроенных комнатах, принадлежащих старенькой матери Ларисы. Жили на бабушкину пенсию и детские пособия. Чтобы прокормить детей, Лариса устроилась на хлебозавод. Лиза в это время была еще грудничком, и на нее выплачивали пособия. А ее мама вскоре получила иск из соцзащиты о взыскании с нее 13,5 тысячи "незаконно полученных пособий". Лариса честно признается, что от отчаяния она тогда надломилась и запила с горя. После этого многодетную семью признали неблагополучной, ограничив мать в правах и изъяв детей. Причем это произошло с грубейшим нарушением закона: пятерых братьев и сестер разлучили, передав в три приемные семьи.

На нашу публикацию первыми откликнулись общественники: привезли продукты, одежду для ребятишек, деньги на первоочередные нужды. Следом подключились и местные власти, помогли оформить необходимые документы, после чего многодетная семья попала в очередь на получение социального жилья. Через год нас пригласили на новоселье: Лариса с детьми переехали в трехкомнатную квартиру. Старшую, Кристину, к этому времени уже сосватали. Теперь у нее подрастают сын и дочка, которых с удовольствием нянчат младшие братья и сестры.

Лариса работает технологом на одном из здешних предприятий. Вместе с ней трудится старший сын Саша. Ему уже 19, недавно окончил техникум. 17-летняя Ира - студентка. Ну а младшие, Дима и Лиза - школьники.

...За судьбой Олеси Макиной из Краснодара "РГ" следит уже четвертый год. Олеся в ту пору была еще старшеклассницей, а голову ей вскружил почти 40-летний мужчина. Узнав, что она ждет ребенка, Николай пообещал жениться, а затем лично отвез в роддом. Но пока молодая мама находилась там, оформил отцовство на новорожденную дочь, а спустя полтора месяца обманом увез малышку в неизвестном направлении. Олеся заявила в правоохранительные органы о пропаже дочери, и тут выяснилось, что ее хотят лишить родительских прав. Оказывается, пока девушка бегала по инстанциям в поисках пропавшей дочки, отец ребенка собирал "нужные" справки. По ним выходило, что 18-летняя мама якобы "ведет аморальный образ жизни, употребляет алкоголь и наркотики, проживает в антисанитарных условиях".

Все это было заверено печатями и личными подписями участкового уполномоченного, сотрудников отдела полиции по делам несовершеннолетних и чиновников из городского управления по вопросам семьи, хотя никто из них раньше Олесю в глаза не видел и дома у нее никогда не был.

На суде, проходившем с участием корреспондента "РГ", выяснилось, что откровенные фальшивки должностные лица состряпали "по просьбе" Николая, ранее... четырежды судимого за изнасилование, хулиганство, разбой, кражу и мошенничество... Вот ему-то облаченные властью чиновники хотели передать ребенка, отняв его у родной матери.

Все они по результатам проведенной проверки были строго наказаны. Любочка сейчас живет с мамой, бабушкой и дедушкой, а мужчина, до сих пор официально считающийся ее отцом, о ней больше не вспоминает и положенные алименты на воспитание дочери ни разу не выплатил. Сейчас готовится иск в суд о лишении его родительских прав.

Бойтесь равнодушных

Отстоять свои права Олесе Макиной и многим другим попавшим в беду мамам помогли в аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае. С их подачи журналисты "РГ" подключались к защите нарушаемых прав детей и их родителей, проводили журналистские расследования, предавали гласности факты вопиющего беззакония.

В числе добровольных помощников Уполномоченного по правам ребенка оказались и краснодарские адвокаты Алексей Аванесян и Кондрат Горишный. Многодетным и малоимущим они помогали совершенно бескорыстно, причем это была не разовая консультация, а долговременное сотрудничество, нацеленное на непременную победу в суде. Практически всегда так и происходило благодаря грамотной защите профессионального адвоката.

- Мы очень благодарны Алексею и Кондрату за бескорыстную помощь, - говорит Уполномоченная по правам ребенка в Краснодарском крае Татьяна Ковалева. - Рассчитываем, что их примеру последуют другие адвокаты, готовые безвозмездно помогать обездоленным. Нам постоянно приходится сталкиваться с очень сложными проблемами, причиной большинства из которых стали юридическая безграмотность одиноких мам и равнодушие чиновников, по долгу службы обязанных подсказать им, как действовать, чтобы не нарушить права детей.

Задание на 2017-й

А на днях с мольбой о помощи к детскому омбудсмену обратилась многодетная мать из Краснодара Елена Евсюкова. Вместе с шестью детьми женщина проживает в однокомнатной квартире, доставшейся ей в наследство от бабушки. Устав ютиться в "однушке", решила продать ее, а на вырученные деньги купить домик в деревне. Но в итоге большое семейство оказалось практически на улице: их выписали из квартиры до получения денег за нее. А затем заочным решением Первомайского районного суда выселили с занимаемой площади со снятием с учета всех шестерых детей и их маму.

Но разбираться в нем придется уже в следующем году.

Мнение

Алексей Аванесян, член Краснодарской краевой коллегии адвокатов:

- Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что оказывать помощь ближнему - не только необходимо, но и приятно, ибо это дает стимул в работе и, как говорят, "чистит карму". Ведь профессия адвоката связана зачастую со стрессом. И когда знаешь, что без твоей поддержки у клиента нет для борьбы ни сил, ни опыта, ни средств, побеждать особенно приятно.

Лично я убежден, что люди интеллектуальных профессий, как никто другой, просто обязаны хоть иногда оказывать поддержку нуждающимся pro-bono, то есть - бескорыстно. Помочь можно и большим делом и малым, и просто советом. Главное, не забывать о том, что вместо того, чтобы клясть темноту, стоит зажечь хотя бы одну маленькую свечку.