Итоги 2016 года: лучшие британские сериалы. Версия "Кинократии"

Подводя итоги 2016 года, невозможно обделить вниманием несколько знаковых проектов, получивших свое воплощение, продолжение или окончательное завершение совсем недавно. "Кинократия" составила список важных британских (и британо-американских) сериалов, мини-сериалов, а также одиночных специальных эпизодов более крупных работ, многие из которых, хочется верить, войдут в историю европейского кинематографа, пусть и по совершенно разным причинам.

1. "Пустая корона" (The Hollow Crown)

Год, отмеченный знаковой датой - 400-летием со дня смерти великого британского драматурга Уильяма Шекспира, ознаменовался выходом последних трех серий телеэпопеи по "историческому" циклу пьес классика британской литературы, начавшей свое экранное шествие в 2012 году. Этой весной были представлены две пьесы, действие которых происходит в период "Войны Алой и Белой розы": "Генрих VI" (в двух частях) и "Ричард III" . Умелая работа с сюжетом и текстом (который, к сожалению, все равно пришлось сократить), продемонстрированная Домиником Куком, актерская экспрессия Джуди Денч, Бена Дэниелса, Бенедикта Камбербэтча, Эдриана Данбара, Тома Старриджа, Софи Оконедо, Кили Хоуз и других блистательно передали и историческую атмосферу Англии пятнадцатого века и в очередной раз доказали вневременной характер этих жемчужин мировой культуры. А Бенедикт Камбербэтч сумел дать яркое и несколько более человечное толкование образу Ричарда III.

2. "Острые козырьки" (Peaky Blinders)

В мае был показан долгожданный третий сезон одной из первых в Великобритании "гангстерских саг", появление которой на экране всецело обязано своему создателю Стивену Найту. Новые эпизоды в очередной раз погружают нас в атмосферу британского безвременья, последовавшего за окончанием Первой мировой войны, благодаря выбранной художниками стилистике выглядящего мрачно и одновременно крайне привлекательно. Главный герой, бесстрашный Томи Шелби (в леденящей кровь трактовке Киллиана Мерфи), - настолько же смелый и честный, насколько жестокий и скрытный - в третьем сезоне кардинально изменяет положение своей семьи в обществе. Перед ним теперь открываются все новые двери, и он становится вхож в новый британский истеблишмент. Атмосфера эпохи, воспроизведенная на экране, ярко свидетельствует об окончании очередной фазы первичного накопления капитала у местных "нэпманов". Однако природа пустоты не терпит, и проблемы, как и ставки, только повышаются с продвижением по карьерной лестнице. Актеры, прежде всего, Киллиан Мерфи, Том Харди и Пол Андерсон снова играют на пределе человеческих сил, сообщая происходящему удивительную искренность, выстраданность, а главное - правдивость.

3. "Виктория" (Victoria)

Образ "старой доброй Англии", сложившийся в народной памяти преимущественно во время продолжительного царствования королевы Виктории и во многом благодаря ему при ближайшем рассмотрении оказывается далеко не монолитным конструктом. Это вполне талантливо показали создатели сериала Дэйзи Гудвин и Гай Эндрюс, а также исполнительница главной роли Дженна Коулман, отказавшаяся ради съемок в историческом сериале от своей роли в неувядаемом "Докторе Кто". Первый сезон рассказывает о юных годах жизни Виктории, которые заставляют отринуть привычные представления: образ чопорной вдовы пришел гораздо позже, в то время как пора взросления королевы выпала на интереснейшую "эпоху регенства", славившуюся вольнодумством, щегольством и остроумием. Именно она дала мировой литературе образы умных и рассудительных барышень со стойким характером и неизменным самоуважением. Веяния этой эпохи позволили Виктории построить свою жизнь, насколько это было возможно, по собственным лекалам, развить в себе жизненно важные душевные качества и стойкость характера, столь тяжело дающиеся непосредственной девушке.

4. "Корона" (The Crown)

Британо-американская копродукция c беспрецедентным бюджетом, вышедшая на сервисе Netflix (как и другой британо-американский проект "Черное зеркало"), была изначально достаточно авантюрным проектом, как минимум потому, что он и по своему содержанию, и по целевой аудитории находился чрезвычайно близко к вышеупомянутой "Виктории". Правда, монаршая особа, о которой идет речь в сериале - ныне восседающая на троне Елизавета II, чей образ начинает потихоньку обрастать литературными и кинематографическими надстройками. Необходимо отметить, что и Клэр Фой, и Мэтт Смит, сыгравший супруга королевы, герцога Эдинбургского, смотрятся на экране на редкость органично. В первом сезоне речь идет о молодых годах царствования Елизаветы, когда ее жизнь в одночасье стала достоянием придворных сплетен и интриг. Создатели сериала очевидным образом делают акцент на героизации экзистенциального выбора королевы - принесении не только себя, но и своего счастья и покоя на алтарь служения государству. У "Короны", как кажется, есть все шансы обрести большую целостность ко второму сезону.

5. "Война и мир" (War and Peace)

Западные экранизации произведений русской классики неизменно вызывают живой интерес в стране, вдохновившей их создание. Не стал исключением и роман Л.Н. Толстого "Война и мир", перелицованный для англо-американской копродукции никем иным, как Эндрю Дэвисом, легендарным сценаристом "Карточного домика". Пытаться сравнивать нравственный и идейный посыл этого произведения с оригиналом или с эпохальным фильмом Бондарчука совершенно бессмысленно. Зато отвлеченный просмотр этой картины, сделанной не без вкуса и понимания исторического контекста, достаточно увлекателен. Так, в очередной раз можно увидеть, как одни и те же слова и понятия получают абсолютно разное звучание в реалиях двух стран, достаточно сильно друг от друга отстоящих в культурном и этическом плане.

6. "Ночной администратор" (The Night Manager)

Достаточно смелое решение BBC по привлечению датчанки Сюсанне Бир к экранизации одноименного произведения "золотого пера" британской разведки Джона Ле Карре имело практически одинаковые шансы как на успех, так и на провал. Настолько полюбившийся британцам в последние годы "скандинавский нуар" органичен тогда, когда создается у себя на родине, а не по правилам чуждой для себя школы британского кинематоргафа. В итоге получилось нечто среднее. "Ночной администратор", не в последнюю очередь благодаря шарму любимца девочек-подростков Тома Хиддлстона, мастерству Хью Лори и убедительности Тома Холландера, прозвучал вполне правдоподобным и последовательным манифестом времени всеобщего релятивизма, кроющегося за красивыми словами, а такое дезавуирование в самом деле может быть небесполезным.

7. "Возвращение Доктора Мистерио" (The Return of Doctor Mysterio)

Выпуск каждого нового сезона культового британского сериала "Доктор Кто" безотносительно того, насколько серьезно можно относиться к жанру научной фантастики и проекту, который не может расстаться со многими очевидно старомодными атрибутами, созданными еще в шестидесятых, является событием, демонстрирующим торжество редкой для современного кинематографа немеркнущей преемственности. И рождественский эпизод "Возвращение Доктора Мистерио" замечательным образом использовал американский "фольклор", относящийся к героям комиксов времен расцвета этого жанра, превратив схватку между добром и злом в добродушную карикатуру и соревнование в остроумии.

8. "Уильям наш, Шекспир" (Upstart Crow)

Чествование литературного наследия Уильяма Шекспира достигли к середине года своей кульминации. Помимо "Пустой короны" на экраны вышел шестисерийный сериал, который на русском языке получил невразумительное название "Уильям наш, Шекспир", в то время как выражение "ворона-выскочка", вынесенная создателями в название, является язвительной характеристикой, данной драматургу при жизни. Ожидания от этого проекта были невероятно высоки - его сценаристом стал Бен Элтон, вошедший в историю как один из создателей и вдохновителей "Черной гадюки", сатирического руководства по британской истории на все времена. В итоге получился энциклопедический сериал образца восьмидесятых с юмором, который порадует самых преданных поклонников творчества британского классика, но, разочарует тех, кто ждет красочного визуального воспроизведения эпохи и постмодернистского жонглирования смыслами и прочтениями его пьес потомками за долгие четыреста с небольшим лет.

9. "Полдарк" (Poldark)

Попытки экранизировать многотомные приключения офицера Росса Полдарка за авторством британского писателя Уинстона Грэма не оставляют сценаристов и в двадцать первом веке. Именно этим мы обязаны новому прочтению этого героического образа английской литературы, созданного слишком поздно, чтобы стать книжной классикой, и слишком рано для перерождения его в архетипичного всемогущего киноидола, минуя недостатки нередко затянутого литературного текста. В первом сезоне достаточно интересное прочтение получила участие Полдарка в Войне за независимость в Соединенных Штатах (принимая во внимание тот факт, что речь идет о британско-американской копродукции). Во втором сезоне, вышедшем на экраны в 2016-м, Полдарк возвращается в Великобританию совершенно другим человеком. Его возлюбленная помолвлена с другим, его мечты о достойном существовании недостижимы, а жизненный опыт и осмысление происходящего, полученный в ходе военных действий, навсегда меняют его взгляд на жизнь на родине.

10. "Секретный агент" (The Secret Agent)

Появление этого мини-сериала, представляющего собой экранизацию не особо популярного романа Джона Конрада, в силу тяжеловесности повествования практически непригодного для полноценной киноадаптации (интересное творческое переосмысление получилось разве что у Альберта Хичкока в "Саботаже"), было незаслуженно обойдено вниманием в отечественной прессе. Несмотря на очевидные недостатки литературного первоисточника, этот сюжет все-таки сумел проторить себе дорогу на британском телевидении. И не раз. Надо думать, в первую очередь, по политическим причинам. В этой фантасмагории (демонстрирующей завидное постоянство и преемственность британцев в деле шельмования России) российское имперское правительство (хотя в самой повести на государственную принадлежность только намеки) поручает своему агенту в Лондоне Адольфу Верлоку осуществить теракт возле Гринвичской обсерватории, ответственность за который предполагается переложить на плечи представителей рабочего движения и социалистов. Цель этой бесчеловечной акции (на которую соглашаются власти Туманного Альбиона) - показать, насколько опасным и губительным может быть распространение таких идей в островной монархии. Естественно, не считаясь с человеческими потерями. Тоби Джонс и Вики МакКлюр очень хорошо раскрыли образы главных героев - но в очень специфическом прочтении режиссера, не всегда соответствующем литературному первоисточнику.