Моффат и Гейтисс рассказали о пятом сезоне "Шерлока"
Сценаристы британского сериала "Шерлок" Стивен Моффат и Марк Гейтисс рассказали в интервью британскому изданию Radio Times о том, что, по их мнению, может произойти в жизни главных героев после крайне странных событий, подытоживших четвертый сезон. Заключительная серия не содержит очевидных клиффхэнгеров, а финальная сцена, где зрители видят Шерлока и Джона, выбегающих из здания под названием Rathbone Place, намекает лишь на то, что создателям, по их мнению, удалось привести героев к своеобразному "началу". Под последним понимается традиционный кинематографический образ возмужавшего детектива, одним из наиболее ярких воплотителей которого в свое время стал актер Бэзил Рэтбоун, снявшийся в чрезвычайно популярной серии экранизаций произведений Артура Конан Дойля в период между 1939 и 1946 годами.
Несмотря на то, что в настоящее время говорить даже приблизительно о датах начала съемки следующего сезона не представляется возможным в силу чрезвычайной занятости всех ключевых участников этой киноэпопеи, складывается впечатление, что к продолжению "Шерлока" на BBC все же вернутся, пусть и не сразу.
По словам Марка Гейтисса, то, что зрители имели счастье видеть на экране на протяжении семи лет, было той частью истории, которая обычно остается "за кадром". Она описывает взросление и личностное становление детектива и его друга (или все же коллеги, если принимать во внимание события четвертного сезона). Для этого пришлось пойти против литературного оригинала и переместить знакомство детектива и доктора примерно на десятилетие назад, но это сериалу никак не помешало.
Создатели концепции "Шерлока" и его бессменные сценаристы завершили "Последнее дело" на выигрышном моменте. Начать можно будет со стука в дверь и вопроса, который Шерлок, конечно же, задаст Джону: "Пойдем, поиграем?". По словам Гейтисса, на настоящий момент они оба наиболее соответствуют своему каноническому образу.
Стивен Моффат отмечает, что к Шерлоку наконец-то пришло понимание: в чем-то он намного сильнее и умнее своего старшего брата Майкрофта. Речь идет не об интеллекте - тут Майкрофт легко обойдет любого (кроме собственной сестры) - а об умении сопереживать, устанавливать личные отношения с другими людьми, извлекать мудрые уроки из общения с избранным кругом людей, которых он пустил в свою душу. Именно это делает его сильнее.
Он видит все это, благодаря живым примерам - прежде всего, являясь очевидцем той крайности, которая определяет характер его сестры Эвр. Она - воплощение интеллекта, но, увы, не способна понять по-настоящему, что это такое - быть человеком, ощущать сопричастность тому, что существует вокруг. Этот опыт заставляет его посмотреть в лицо всему тому, чего он избегал, отрицал, переосмыслить свои жизненные цели и задачи, еще недавно казавшиеся незыблемыми. Он никогда не превзойдет Эвр и Майкрофта по части когнитивных способностей. Но он в любом случае окажется в выигрыше, так как он по-человечески лучше и выносливей. И это тот Шерлок, которого мы знаем по актерским работам Рэтбоуна и Брэтта: человек вселяет во многих ужас, он холоден, но в его груди бьется человеческое сердце, и в этом невозможно ни на минуту усомниться.
Так что в пятом сезоне, если обстоятельства будут благоприятными, мы вновь увидим Шерлока и Джона "расследующих преступления". Такая лаконичная и в чем-то примитивная формулировка не на шутку разочаровала многих поклонников сериала, ценящих в нем ум, количество символических отсылок и безупречную эстетику, но, пожалуй, по-другому ответить на вопрос о том, что всех ждет на экране в туманном будущем, действительно невозможно. В разговоре с Radio Times Моффат и Гейтисс признались, что в какой-то момент решили снабдить финальные кадры надписью "Начало" (The Beginning), но поспешно отказались от этой задумки, чтобы не впасть в банальность.
Стоит надеяться, что допущения о том, что "Шерлок" может превратиться в пародию на самого себя под их руководством, заставит создателей в будущем более критически оценивать свои творческие порывы.