16.02.2017 11:52
    Поделиться

    Берлинский фестиваль готовится подвести итоги

    67-й Берлинский фестиваль завершается, в субботу жюри под водительством Пола Верховена раздаст призы. Прогнозы разноречивы, но большинство считает главным претендентом на "Золотого медведя" финна Аки Каурисмяки с его социальной комедией "По ту сторону надежды".

    Судя по рейтингам, есть шансы у чилийской трансгендерной драмы "Фантастическая женщина", польской картины "След зверя", венгерского фильма "Тело и душа" и австрийской комедии "Дикая мышь". К изумлению, пресс-жюри скупо оценило блестящую работу Салли Поттер в комедии "Вечеринка". На малопочетном последнем месте - американский "Ужин".

    С грустью должен признать неудачу одаренного Резо Гигинеишвили в драме "Заложники", показанной в программе Panorama Special. Сюжет основан на реальной трагедии 80-х, когда группа будущих художников и артистов из Тбилиси пыталась бежать на Запад, захватив авиалайнер. Попытка не удалась: перестрелка в тесном ТУ-134 привела к жертвам, суд приговорил студентов к расстрелу, родители так и не узнали, где похоронены их дети.

    Легкость переноса таких "самоигральных" драм на экран обманчива: здесь как нигде важны лаконичная, но яркая прорисовка характеров (чтобы было за кого переживать), ясность мотивов поведения героев и высокое мастерство режиссуры, чтобы в даже суете экстрима зрители понимали, что происходит. Удивительным образом в фильме ничего этого нет.

    Молодые актеры обаятельны, но сообразишь, кто есть кто, далеко не сразу. Плаката "Роллингов" на стене и пластинки с "Битлами" недостаточно, чтобы объяснить, за что герои, по их словам, ненавидят СССР и рвутся уехать. Предполагаемая тема клаустрофобии тонет в живописном застолье.

    Когда действие придет к критической точке, то непонятным становится все. Каким образом, пройдя досмотр, они пронесли на борт самолета оружие? И почему вместо того, чтобы вынудить пилотов изменить курс, открыли огонь по пассажирам? И почему экипаж ведет себя так, словно его не обучали действиям в подобных случаях. На экране странный самолет: в нем свободно пьют из горла, в критическую минуту пилоты трясутся от ужаса, но после смертельной перестрелки все-таки совершают благополучную посадку, причем стюардесса первой покидает лайнер.

    Вопросы наивны, понимаю, но в том и задача режиссера - снять кино так, чтобы они не возникали. Здесь не соблюдена какая-то важная азбука и сценарного дела и режиссуры, происходящему не веришь и не сопереживаешь. У авторов была благая цель рассказать о том, как люди в наглухо запаянной стране чувствовали себя заложниками, но этот очевидный тезис - единственное, что можно вынести с просмотра: рассказ оказался неумел и невнятен.

    В конкурсе же в последние дни прошла тонкая психологическая драма о невозможности вернуть былое счастье - "Возвращение в Монток" Фолькера Шлендорфа по мотивам Макса Фриша.

    Фильм Фолькера Шлендорфа выламывается из политически раскаленной программы Берлинале

    Стеллан Скарсгард импозантен в роли именитого писателя, приехавшего продвигать свою книгу в Нью-Йорк; он окружен вниманием и женщинами, среди которых его супруга. Но Манхеттен всколыхнул в нем память о счастливых днях, когда два юных создания встретились на пляжах курортного поселка Монток и испытали то робкое влечение друг к другу, какое бывает только в ранней молодости. Память об этом чувстве герой пронес через жизнь, и теперь хочет найти свою первую любовь - вернуть невозвращаемое.

    Фильм Шлендорфа выламывается из политически раскаленной программы Берлинале: в нем нет актуальности, только вечно трепетная жизнь человеческих чувств. Это кино каких-то иных времен - эпохи Томаса Манна и Стефана Цвейга, вызов нашему прагматичному веку.

    Из первых уст

    Автобиографичен ли ваш фильм?

    Фолькер Шлендорф, режиссер фильма "Поездка в Монток": Он о том, как мы, совершая непоправимые ошибки, теряем любимых, и потом их уже не вернешь. Герой не может забыть женщину, с которой в юности у него был роман, но понимает, что вернуть ее уже нельзя.

    Каждый мой фильм - это всегда тайна даже для меня самого. Режиссер порой не знает, что получится из замысла. У нас снималась замечательная немецкая актриса Нина Хосс, и работа с ней для меня была необыкновенной привилегией. Когда у тебя играет Нина Хосс, появляются идеи, которые ведут за рамки сценария, расширяют замысел.

    Основа сценария - новелла Макса Фриша, однако это и моя история. Как сказал Гете, это "поэзия и реальность" в одном. Да, этот фильм - в некоторой степени и воспоминание о моей жизни. Я жалею, что оставил женщину, с которой сегодня мог бы быть вместе, но, с другой стороны, если бы эта история продолжилась, у меня не было бы теперь такой замечательной дочери и жены, с которой мы вот уже более 20 лет.

    Записала Анна Розэ.

    Поделиться