Согласно указу президента, до конца 2017 года должна быть разработана стратегия пространственного развития страны, в которой должен быть определен экономический потенциал каждого региона, а также его место в межрегиональном разделении труда. Как объяснил на пресс-брифинге в Москве в феврале 2017 года заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак, на основе этой стратегии будет сформирован перечень инвестиционных проектов федерального, регионального и муниципального значения. Таким образом, работа регионов по привлечению инвестиций будет полностью пересмотрена. "Существовавшая до сегодняшнего дня модель экономического роста была основана на распределении нефтегазовой ренты из нескольких регионов. Фактически на пять-шесть регионов приходилось более половины доходов всего консолидированного бюджета страны - это, прежде всего, Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Санкт-Петербург и Татарстан", - говорит старший научный сотрудник РАНХиГС Степан Земцов.
По его словам, в такой системе большая часть трансфертов из федерального центра в регионы распределяется в ручном режиме, а не по официально утвержденной формуле в виде дотации на выравнивание в зависимости от уровня экономического развития. "В этой модели многие регионы фактически ориентировались на то, чтобы привлечь максимальный объем средств из центра: они участвовали во всех возможных федеральных конкурсах, стремились показать свою лояльность", - отмечает Земцов.
Более того, напрямую руководство регионов не было заинтересовано в создании внутренних стимулов для развития: повышении инвестиционной привлекательности и поддержке предпринимательства.
Однако низкие цены на нефть, общеэкономический спад и рост социальных расходов в корне изменили ситуацию. "Теперь сами регионы должны больше пользоваться инициативой", - говорит директор инвестиционного фонда UCP Андрей Марченко. И замечает, что в тех случаях, когда региональная администрация понимает необходимость привлечения инвесторов и создания оптимальных условий для инвестиций, как раз и наблюдается экономический рост. В качестве примера эксперт приводит Калужскую область, которая с 2006 по 2015 год в рамках инвестиционных соглашений привлекла средства в промышленное производство в размере более 450 миллиардов рублей.
"В условиях кризиса одним из выходов является стимулирование саморазвития регионов, этому бы помогло увеличение доли налогов, перечисляемых в региональный бюджет, в частности налог на прибыль организаций", - говорит Степан Земцов. По его словам, при проведении региональной политики в будущем необходимо будет использовать принципы "умной специализации", широко применяемые в Европейском союзе. В такой схеме для каждого региона определяются преимущества и недостатки экономического и научно-технологического потенциала. После того, как все регионы сравнят друг с другом, будет выбран набор уникальных конкурентных компетенций, а затем - определены соответствующие целевые индикаторы для разных групп регионов. "Фактически речь идет о формировании новых точек несырьевого роста экономики, переходе от выравнивающей к стимулирующей модели. В частности, в регионах с высоким инновационным потенциалом стимулируется развитие высокотехнологичных отраслей, в промышленных регионах - выделяются средства на внедрение новых технологий, обновление фондов", - говорит Земцов. По его словам, в такой схеме выравнивающую политику федеральный центр в существенно меньших объемах проводит только в социальной сфере, а остальные трансферты распределяются на конкурентных принципах, опираясь на выявленные компетенции и эффективность регионов.
Существует ряд успешных примеров регионов, использующих свои конкурентные преимущества для развития новых отраслей высокого передела. Так, в Томской области на основе интеллектуальных ресурсов университетов и РАН создана благоприятная инновационная экосистема для малых и средних высокотехнологичных фирм, в частности, недавний стартап "Микран" вошел в число победителей конкурса поддержки потенциальных национальных чемпионов минэкономразвития, говорит Земцов. "Роль региональных и муниципальных властей скорее состоит в обеспечении общих рамочных условий для технологического развития", - говорит он. В таком случае, как отмечает аналитик ГК "Финам" Богдан Зварич, развитие регионов может стать существенным драйвером для роста российской экономики. "Однако для этого необходимо также создавать экономические условия за счет налоговых льгот и снижения бюрократических барьеров", - говорит он. По словам экспертов, в первую очередь это касается создания высокотехнологичных производств и предприятий.
"Сейчас активно создаются региональные аналоги Фонда развития промышленности и программы совместного софинансирования проектов средних и малых производств", - говорит заместитель директора Фонда развития промышленности Сергей Вологодский. По его словам, федеральный ФРП уже помогает региональным властям в создании нормативно-правовой базы для создания таких фондов, проводит практические семинары.