У ней внутре наколка

Но внезапно кричит колокольчик, и духи не уносятся прочь

Рецензия 21.03.2017, 18:14 | Текст: Алексей Литовченко , Дмитрий Сосновский

В одном из домов частного сектора безымянного американского захолустья случилось загадочное убийство. Вернее сказать - форменная резня. Хозяева уютно расположились на полу с несовместимыми с жизнью отверстиями в разных местах, по стенам живописно раскинулись мозги и прочая кровища, но самое странное обнаружилось в подвале. Там возлежало полузакопанное, полностью голое бледное тело молодой девушки, очевидно бездыханное и вместе с тем невредимое.

Опознать ее никак не удается, что и отображено в оригинальном названии фильма - The Autopsy of Jane Doe (что можно перевести примерно как "Вскрытие тела Васи Пупкина женского пола"). Чтобы избавить себя от творческих мук, наши прокатчики, особо не заморачиваясь, окрестили его "Демоном внутри". Что, пожалуй, и к лучшему.

Итак, тело отвезли в кооперативный морг, где всем заправляют отец и сын Тилдены, Томми и Остин соответственно. Отец - поумнее и поопытнее, знает много гитик и может, бегло взглянув на содержимое вскрытого черепа, определить причину смерти его обладателя. Сын, впрочем, тоже весьма смышлен. Кроме того, меж ними есть драматургия. Отец никак не смирится с кончиной жены, сын тяготится доставшимся по наследству призванием и жаждет покинуть пропахшее формалином родовое гнездо, но не желает отца оставлять в печали. Также у сына есть подруга. И на этом драматургия заканчивается. Непонятно, зачем она вообще нужна, но вот - прилипла к подошве, как что-то неприятное, заставляя сюжет хромать, периодически останавливаясь, чтобы ногой о бордюр поскрести.

Отсюда возникают неуместные, сбивающие ритм моменты - вроде загадочной (и остающейся таковой) смерти котика и последующей его кремации под грустную музыку. Таких малообъяснимых эпизодов в фильме - катафалк и маленькая труповозка, потому что, по мнению создателей "Демона", мистика - она на то и мистика, чтобы быть лишенной хоть какой-либо логики (даже внутренней) и отметать любые намеки на возможность адекватного толкования. Но и они делятся на две группы - необходимые для сюжета и совершенно бессмысленные. Наличие в сценарии подруги сына еще, допустим, объяснимо: ее вводят ради одного сколь эффектного, столь же бестолкового твиста, больше работающего на вышеобозначенную унылую драму, и для обоснования козырного саспенсообразующего трюка. Но котик-то тут при чем?

Жаль, конечно, что саспенс и драматургия в данном случае не дополняют друг друга, как в том же "Сиянии", к которому фильм временами ненавязчиво (а временами - навязчиво) отсылает, а больше друг другу мешают. Однако это отнюдь не диагноз. "Демону внутри" и так есть что показать и чем напугать. Сценаристы Йен Голдберг и Ричард Найнг, а также примкнувший к ним многообещающий норвежский режиссер Андре Овредал (вернувшийся спустя семь лет после отличного дебюта) круто смешивают мистический хоррор и боди-хоррор, разбавляя все это изрядной дозой детектива. Пусть и неизбежно условного в условиях бессовестного диктата мистической парадигмы.

Династический дуэт трупорезов, постепенно, по науке разделывая таинственную особу, находит у нее внутри все больше необъяснимых вещей и пытается делать умозаключения насчет ее происхождения. И что-то даже у них начинает вырисовываться. Как "вдруг" окончательно и безжалостно активируется та самая зловещая волшба, не терпящая этих ваших причинно-следственных связей.

Тогда доселе медленно подогреваемое напряжение доходит до точки кипения, и на зрителя вываливается вереница убойных, сотрясающих поджилки сцен. Тут в полный рост разворачивается Андре Овредал и расчехляет свой могучий арсенал: демонстрирует уходящий в темноту коридор, зловеще играет с отражениями в зеркале и со светом (и тут наступает пора настоящего кровавого визуального пиршества, за что отдельная черная благодарность выписывается оператору Роману Осину), леденяще дзынькает из-за двери колокольчиком. Брайан Кокс и Эмиль Хирш добросовестно свои роли отыгрывают, неистово тараща глаза.

К финалу сценарий снова пытается подружить утробную жуть с семейной драмой, и ему снова это не удается: жуть и драма враждуют, жуть разгромно побеждает. И венчается все неуклюжей развязкой, ничего, по сути, не объясняющей, зато нагоняющей еще больше жути. А что, в принципе, еще надо от хоррора? Стращает он как мало какой другой за последние годы, а остальное - ну, нового "Сияния" никто и не ждал. Кто бы там что ни говорил. И чьей бы авторитетной поддержкой ни заручался.

4.0

Мы в соцсетях:

Читайте также