Ирландская анимация: изумительно красиво и безумно трогательно

Кельтский фольклор, жизнь зверей, магия и чарующий голос Алана Рикмана

Журнал
    27.03.2017, 18:29
Текст:   Юлия Авакова
Фестиваль ирландского кино, подошедший к своему логическому завершению в российской столице, порадовал зрителей программой короткометражной анимации, о которой приходится говорить исключительно в превосходной степени. Что особо приятно, одинаково высоко можно оценить и нравственные концепции представленных произведений, и продуманный сюжет, и художественное исполнение.
 Фото: youtube.com/ Puffin Rock  Фото: youtube.com/ Puffin Rock
Фото: youtube.com/ Puffin Rock

Начать нужно, безусловно с замечательного сериала для самых маленьких "Скала тупиков" (Puffin Rock), к созданию которого приложили руку замечательные художники и вдохновители небывалого расцвета ирландской анимации - Томм Мур ("Тайна Келлс", "Песнь моря", Пол Янг и Нора Туми. Необходимо отметить, что в настоящее время Мур занят созданием нового полнометражного произведения по мотивам ирландского фольклора, а также вместе с Норой Туми работает над "Кормилицей" (The Breadwinner). Она выйдет на экраны в ближайшем будущем.

Как бы то ни было, птицы тупики - символы не только Исландии, но и Ирландии, имеющей со своей северной соседкой множество культурных и исторических связей со времен раннего Средневековья. Основными героями мультика стали Уна и ее младший братик Баба, их родители, а также друзья - Зайка и Мышонок (хотя почему в субтитрах уменьшительно-ласкательное последнего превратилось в идиотическое "Мышши" на русском - история умалчивает). Каждая из маленьких зарисовок содержит поучительную историю, заставляющую малышей задуматься о важности вечных ценностей - дружбы, заботы, послушания родителям, а также изобилует увлекательно подаваемыми фактами о дикой природе. Ну а любители "Песни моря" без труда увидят в очертании скалы - обиталища тупиков - прототип одинокого пристанища главных героев этой удивительной волшебной сказки.

"Морская ведьма" (Fishwitch) Эдриана Доулинга рассказывает о непростых отношениях ведьмочки-отшельницы со своим прошлым, настоящим и окружающим миром вообще. В художественных средствах, выбранных создателями для изложения этой трогательной истории, отрадно видеть продолжение замечательных традиций советской школы кукольной анимации.

"Сокровища" (Jewels) Ричарда Морсса - многослойная и очень необычная зарисовкой из жизни одного валуна, который решил разрушить гору возле своего дома для того, чтобы добыть минералы и полезные ископаемые. Поучительная история о сложностях взаимоотношений человеческой логики и природных закономерностей получает крайне неожиданный финал, заставляющий задуматься о неизмеримо большем, чем о морали отдельно взятого мультфильма.

"Соединяя точки" (Joining the Dots) Фионы Райан повествует о неудержимом воображении маленького ребенка. Соединяя звезды на небе в причудливые узоры, он переносится в чудесный мир грез, населяемый огромным количеством привычных и магических существ. Как идея, так и манера исполнения содержит очевидные отсылки к образу котика Пангура и эпизода с заколдовыванием его Эшлинг в "Тайне Келлс" (Secret of Kells) Томма Мура, уже вошедшей в классику современной анимации.

"Цветочек" (Little Flower) Бриджет Хеффернан иносказательно показывает, как предлагаемые жизненные обстоятельства, зачастую вызывающие у нас досаду и раздражение, на самом деле не так несправедливы, как можно себе вообразить. Практически у всего в этом мире есть смысл, а наша задача - по возможности извлекать из происходящего уроки.

И, наверное, наиболее трогательным произведением, представленным в этом году, стала поэма в стихах о "Мальчике в пузыре" (The Boy in the Bubble) в режиссерской трактовке Килана О’Рурка. В этой миниатюре маленький мальчик, отчаянно нелюбимый сверстниками, пытается найти вдохновение и смысл жизни, используя для этого неподходящие средства с печальными последствиями. Ошибочность его безусловной веры в волшебство, а не в себя самого, становится еще более красноречивой, а вся история целиком - многомерной, если принять во внимание, чей именно голос звучит за кадром. Алана Рикмана, бессмертного Северуса Снейпа из "поттерианы" невозможно спутать ни с кем. Вслушиваясь в мягкие, глубокие переливы изреченного им, неизмеримо сильнее ощущается горечь от безвременной кончины этого удивительного человека и актера.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники