Новый "Твин Пикс" превзошел самые смелые ожидания
Это снова происходит: поздний вечер, экран телевизора, зеленый титр Twin Peaks на фоне фотокарточки многострадальной Лоры, Falling несравненного Бадаламенти и так далее. Легендарный сериал Дэвида Линча и Марка Фроста вернулся в эфир.
Возможно, вы захотите спросить: хорошо это или плохо? И, как всегда, не получите однозначного ответа. Поскольку этот ответ целиком и полностью зависит от ваших ожиданий (хотя внято сформулировать свои чаяния заранее не мог никто).
Итак. Первое и, пожалуй, главное: мы, Линч, Фрост, агент Дейл Бартоломью Купер и все прочие - уже давно не в девяностых. И для старого доброго "Твин Пикс" место осталось только в наших сердцах. Второе: список действующих лиц изменился достаточно сильно - и в нем полным-полно новых загадочных персонажей (а из старых даже до премьеры дожили не все). Третье: поменялись и декорации - в основном это все та же фальшиво гостеприимная одноэтажная Америка, но география теперь значительно шире - она заметно разрослась в южном направлении. К тому же ее довольно радикально разбавили такими городами, как Нью-Йорк и Лас-Вегас.
Как нетрудно догадаться, и конструкция из упомянутых составляющих получается совершенно иная. Так что если вы явились сюда лишь за продолжением слегка сумасшедшего мистического детектива, уютно пропитанного запахом чертовски хорошего кофе, вишневых пирогов, пончиков, древесины и хвои, можете под насмешливым взглядом Франца Кафки отправляться туда, откуда пришли и там в двадцатый раз пересматривать оригинальные сезоны. Тем более что это и в самом деле чрезвычайно приятное занятие.
Но если для вас вселенная Линча не исчерпывается скромным захолустьем на севере США и его окрестностями, вам здесь наверняка понравится.
Когда-то маэстро планировал свой "Малхолланд Драйв" как сериал, но тогда телевизионщики от пилота пришли в ужас. Теперь взгляды и умы ТВ-боссов, судя по всему, наконец эволюционировали в достаточной степени, чтобы предоставить Линчу карт-бланш. И он, дорвавшись, начал резвиться по полной.
Представьте, что безумную вселенную того же "Малхолланда" помножили на яростный сюр "Шоссе в никуда", присыпали это легкой шизофренией "Синего бархата" и в конце концов размазали остатки вменяемости развязностью "Внутренней империи". А в центре всего этого взгромоздили Черный вигвам со всей сопутствующей фауной. Примерно такое впечатление создается в общих чертах по просмотру первых четырех эпизодов. Вне всякого сомнения, эффект потрясения вышеописанным великолепием будет в дальнейшем только усиливаться. К тому же это - далеко не все, чем может похвастаться новый сериал (а это именно новый сериал, а никакой не третий сезон - и сразу после первого знакомства с ним становится окончательно ясно, почему создатели настаивали на этом).
В свое время "Твин Пикс" задал вектор развития телешоу на годы - если не десятилетия - вперед. Во многом благодаря ему - даже отчасти "недоделанному" и сыроватому во втором сезоне - к сериалам перестали относиться как к развлечению для скучающих домохозяек. Однако то был лишь фундамент, на котором многие другие начали строить свои симпатичные, а иногда и совершенно грандиозные дома - откровенно говоря, не так уж похожие на домик семьи Палмер.
Ведь перед нами - уже не та лихая мешанина жанров в диапазоне от хоррора до "мыла", а более традиционный и напичканный саспенсом, визуально изысканный (моментами - эстетский до восторга) "мистический криминальный триллер" - не самый динамичный, но к медитативному темпу с редкими да меткими вспышками кровавого угара нас уже приучил "Настоящий детектив".
При поверхностном взгляде на ситуацию может показаться, что в погоне за актуальностью Линчу не остается ничего, кроме как заимствовать лучшее у тех, кто некогда позаимствовал лучшее у него. Однако старый пройдоха Дэвид и тут всех обманул. Потому что это не столько дань уважения современным сериальным тенденциям (на чем обжегся Картер с перезапуском "Секретных Материалов"), сколько их беспощадное разрушение и по-своему ироничное переосмысление творческим мозгом, весьма фривольно относящимся к границам "нормальности" и по-своему воспринимающим "моду". А уж нагонять иррациональной жути автор "Кроликов" умеет так, как никто из легиона его последователей и эпигонов.
Линч сходу начинает свои любимые игры. Жонглирует реальностями и локациями, ставит тревожную музыку (убедительно доказывая, что обволакивающий дрим-поп при правильном его использовании не устареет никогда), странно юморит, несколько раз не на шутку пугает (для любопытных: да, БОБ - хотя и не он один) и с удовольствием запутывает и зрителя, и персонажей, и, очевидно, самого себя. И на большинство вопросов, оставшихся после классических 30 серий, вам вряд ли кто-то собирается отвечать. Зато вместо этого поставят целый перечень новых. Неслучайно именно персонажу Линча Гордону Коулу принадлежит несколько лукавое в своем вступлении признание: "Не люблю этого говорить, но я ни черта не понимаю". То ли еще будет. И это просто чудесно.
5