За сутки до этого мониторинговый комитет, куда входят несколько министров из ОПЕК и глава Минэнерго России Александр Новак, рекомендовал всем 22 странам, участвующим в нефтяном пакте, продлить его именно на девять месяцев, хотя стороны обсуждали разные варианты - от шести месяцев до года, рассказал министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халед аль-Фалех.
Эта новость развернула котировки барреля вниз: бочка Brent после недели непрерывного роста упала в цене с 54,6 до менее 52 долларов. Рубль сначала отказался идти вслед за нефтью: доллар на Московской бирже, как и предполагала "РГ", коснулся отметки 56 рублей, а евро опустился ниже 63, но к вечеру вновь российская валюта подешевел. Почти неощутимую поддержку в первой половине дня рублю обеспечил налоговый период. Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что поддерживает усилия стран, а соглашение позволит ведомству и далее пополнять резервы.
Халед аль-Фалех считает, что к первому кварталу 2018 года спрос и предложение на рынке должны стабилизироваться. Это совпадает с оценками Международного энергетического агентства (МЭА) и Минэнерго России. В конце ноября этого года мониторинговый комитет вновь проведет встречу параллельно с осенним заседанием ОПЕК, чтобы оценить, нужны ли дополнительные меры воздействия на рынок, сказал аль-Фалех.
Интерес к участию в нефтяном пакте, по данным информагентств, в середине мая также проявляли Египет и Туркменистан. Министр нефти и природных ресурсов Египта Тарек аль-Мулла ранее пояснял, что страна может быть лишь наблюдателем, который не экспортирует нефть, в отличие от ОПЕК. Однако, как заявил вчера глава минэнерго Эквадора Карлос Перес, в ноябре несколько стран могут присоединится к нефтяному пакту, и первые претенденты - Египет и Туркменистан.
От исполнения обязательств по сокращению добычи в рамках соглашения по-прежнему освобождают Ливию и Нигерию. В этих странах политическая и экономическая обстановка нестабильна, а добыча в течение последнего года постоянно то падала, то росла. Ирану пока разрешают наращивать добычу, но в рамках оговоренных ранее 90 тысяч баррелей в сутки.
В целом квота ОПЕК не увеличится, несмотря на то, что к картелю вчера присоединилась Экваториальная Гвинея. Страна и так участвует в сделке с 1 января, она добывает до 300 тысяч баррелей нефти в сутки, ее квота составляет 12 тысяч баррелей. Сейчас самая большая квота у Саудовской Аравии - 486 тысяч баррелей, но Королевство сократило добычу более чем на полмиллиона баррелей в сутки по итогам апреля. Отчасти это связано с тем, что страна взяла на себя обязательства компенсировать невыполнение условий сделки другими членами картеля. Кроме того, такие действия повышают доверие к Королевству. Вторая по величине квота у России - 300 тысяч баррелей. Она по итогам этого месяца перевыполнена на 3,3 процента, сообщал ранее Александр Новак.
С начала этой недели ОПЕК активно подавала сигналы рынку, что готова обсуждать продление сделки чуть ли не до конца 2018 года, но это осталось слухами. Участники рынка окончательно перестали им верить после того, как саудовский министр перед встречей со странами вне картеля сообщил: более серьезное сокращение добычи не нужно, текущих уровней достаточно для падения мировых запасов нефти до среднего за пять лет значения, то есть ниже трех миллиардов баррелей.
"Какое разочарование, что ОПЕК не предприняла больше мер для ребалансировки рынка, - выразил сожаление аналитик Petromatrix Оливер Джейкоб. - Продление соглашения на девять месяцев уже было заложено в цены. Такая реакция означает, что ОПЕК больше ничего не может сделать для рынка". При этом основным риском даже при продлении нефтяного пакта аналитики все еще называют параллельное увеличение добычи в США. По подсчетам Wood Mackenzie, к весне следующего года она вырастет еще на 0,95 миллиона баррелей в сутки - до 10,3 миллиона баррелей. Это может полностью нивелировать усилия ОПЕК+.
По экспертным оценкам, если бы нефтяной пакт вовсе не заключали, то это бы быстрее стабилизировало ситуацию на рынках. Но пока получается, что сланцевики США очень быстро создают очередной "навес", наращивая добычу и грозя вновь обрушить цены. ОПЕК+ надеется, что рост мирового спроса не даст этому случиться.