14.06.2017 19:52
Поделиться

Отпуск на колесах может испортить контрафактный бензин на заправке

Падение реальных доходов населения, рост курса доллара, частичное закрытие авиасообщения с Турцией и Египтом - все это подстегивает рост числа поездок по России и в южные страны бывшего СССР на автомобиле. Подобный отдых не самый дешевый, но он может стать еще дороже, если по пути заправить машину контрафактом на неизвестной АЗС. Эксперты рассказали "РГ", можно ли определить, как бодяжат топливо, чем чревата езда на нем и с кого требовать компенсацию.

Маршрут путешествия непременно надо согласовать с местами заправок. Автомобилист с сорокалетним стажем, ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктор Костюков выбрал для себя безошибочную стратегию: АЗС должна принадлежать одной из вертикально интегрированных компаний (ВИНК), то есть название должно быть на слуху.

"Не имею желания обвинить всех независимых торговцев бензином в контрафакте. Многие из моих коллег предпочитают заправляться на частной АЗС у дома, в так называемых спальных районах. Но одно дело - предъявить претензии по качеству топлива владельцу АЗС, мимо которой вы проезжаете дважды в день, следуя на работу и с работы, и совершенно другие эмоции возникают вдали от дома при вдруг обнаружившемся постороннем шуме мотора, падении мощности и клубов пара из радиатора. Приехали. Считай, отдых испорчен", - говорит он.

Но и с брендовыми заправками не так просто. В пути можно наткнуться на АЗС, которые рядятся под них: внешне отличий нет, но название написано с ошибкой. Отличить клон от оригинала просто: посмотрите на чек, и вы увидите, что владельцем АЗС является не ВИНК, а какой-либо ИП из перечня "Пупкин", объясняет Костюков. Спрашивать у операторов паспорт на топливо смысла не имеет. В лучшем случае вам представят копии, не имеющие никакого отношения к реальному топливу.

"Если же бак на нуле и до брендовой АЗС не дотянуть, то показателем доверия к качеству бензина может служить очередь из местных водителей. К ним и пристраивайтесь, но не заливайте бак под горловину, а лишь необходимое количество, чтобы дотянуть до намеченной вами АЗС", - предлагает он. Кстати, по запаху, цвету, консистенции топлива отличить товарный продукт от контрафакта невозможно, поэтому эксперт призывает не верить "спецам", которые по запаху якобы определяют октановое число бензина.

Если поедете на автомобиле в Европу, нужно иметь в виду: там контрафакта нет, но в топливе присутствует до десяти процентов биоэтанола. Его добавляют для снижения уровня выбросов и удешевления литра. Длительное применение неадаптированных автомобилей может привести к засорению топливной системы и коррозии, но для эпизодических поездок по Европе биоэтанол не страшен, уверяет Костюков.

Под видом товарного продукта в России продают неподакцизный аналог дизеля. Он дешевый (разница - пять-семь рублей за литр от среднерыночной цены) и, как ни странно, пользуется большим спросом у владельцев коммерческого транспорта. Встретить его можно на многих трассовых АЗС, предупреждает старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин.

По запаху, цвету, консистенции топлива отличить товарный продукт от контрафакта невозможно

"Существует большая вероятность встретить суррогаты на дороге, особенно междугородней, которые продаются и по среднерыночной цене. Компонентные составы фальсификатов разнообразны, они могут быть практически безвредны для двигателя, но равновероятно последствия их использования могут привести к серьезным неисправностям, - говорит эксперт. - Нарушение топливно-воздушной смеси, спровоцированное нестандартным топливом, приводит к сбоям в работе двигателя. Это может повлечь за собой повышенный износ цилиндропоршневой группы, потерю мощности, повышенный расход топлива, образование нагара и другие негативные последствия".

При этом подделка метана на АГНКС - явление скорее невероятное, так как нет прямых газообразных аналогов топлива. Плюс экономически подделывать его невыгодно: оно слишком дешевое, объясняет Былкин.

Если все же в поездке вам не повезло и суррогат попал в бак, то, чтобы получить компенсацию, нужно будет предоставить чек и подтвердить показаниями свидетелей тот факт, что автомобиль был заправлен на конкретной АЗС, говорит управляющий партнер коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Владимир Старинский. "Помимо этого, в автосервисе нужно взять заключение о состоянии и причинах поломки автомобиля, а также о предполагаемой стоимости ремонта. Кроме того, желательно сделать заключение специалиста о качестве топлива. Этого хватит, чтобы обратиться к АЗС с претензией", - рассуждает эксперт.

Если дело дойдет до суда, то потребуется экспертиза. Поэтому важно не сливать бензин, оставшийся в баке. При этом рассчитывать на КАСКО не приходится: в этом случае применяют нормы закона "О защите прав потребителей", поскольку речь идет о некачественном товаре, заключает собеседник "РГ".