Но тут упала атомная бомба

It's the End of TV as We Know It and I Feel Fine
"Почему я ничего не понимаю?", "Где Купер?!" или даже "Кто же все-таки убил Лору Палмер?" - стена тупого непонимания со стороны публики для Дэвида Линча давно стала доброй знакомой. Если не сказать - близкой подругой.

Ведь несмотря на то, что на все эти вопросы есть вполне конкретные ответы (и даже не по одному на каждый), хитрый затейник никогда не скрывал: большего удовольствия, чем то, что ему доставляет зрительская озадаченность, он не знает. И если в двух оригинальных сезонах "Твин Пикс" он лишь слегка - весьма изощренно и в жестких рамках дозволенного - поиздевался над телеформатом, то теперь, дорвавшись до желаемого и получив карт-бланш от почтительных и покладистых перед всклокоченными сединами мэтра боссов Showtime, автор "Головы-ластик" и "Внутренней империи" развернулся на всю катушку. По сравнению с этим его предыдущие подвиги - мелкое хулиганство. Как закурить в баре, где это запрещено.

Из 18 анонсированных частей телевизионного фильма "Твин Пикс: Возвращение" свет пока увидели только восемь. И хотя формально до "экватора" остается еще один эпизод, который выйдет аж 9 июля, время подвести промежуточные итоги наступило уже сейчас. Потому что увиденное нами в последней на данный момент серии подвело символическую черту под всей известной нам историей ТВ.

Впрочем, то, что Линч намеревается устроить настоящий переворот, было ясно с первых же серий этого грандиозного проекта. В течение семи часов поклонники линчевых полнометражных нетленок наслаждались ежесекундным попранием всяческих канонов и норм, оставив не знакомых как следует с творчеством Дэвида пиксоманов-профанов недоумевать и безнадежно требовать вернуть им их ностальгические девяностые.

Эпатажная аутокомпенсация за некогда "зарезанный" скучными телевизионными клерками "Малхолланд драйв" (возродившийся затем, как Феникс, на больших экранах) с участием всем хорошо знакомых персонажей ТП и дикими фантасмагорическими вставками - этого уже было бы достаточно для того, чтобы "Возвращение" состоялось в полном смысле. Но Линчу этого оказалось мало. И в восьмом эпизоде коварный мастер сюрпризов дал это понять со всей определенностью.

Окончательный отказ от условностей (да, как теперь вдруг обнаружилось, некоторых из них Дэвид до сих пор все же придерживался), несколько десятков минут самой восхитительной упоротости (даже Кубрику такая бесцеремонная психоделия не снилась), сгущенная до непроглядности фирменная жуть, БОБ, черные лесорубы, инопланетные жуки, полтора неоднозначных ответа и миллион новых вопросов. И едва ли автор всего этого безумного великолепия попытается ответить хотя бы на десятую часть. Да и нужно ли? Ведь даже если вы вообще ни черта не понимаете в происходящем, шансов получить истинное удовольствие от просмотра вы окончательно не лишаетесь. Что, с другой стороны, вовсе не подразумевает абсолютной тщетности попыток разобраться хоть в чем-нибудь: подсказок и намеков для этого - как всегда у Линча - предоставляется достаточно.

Вполне возможно, этот эпизод займет в обновленном мире "Твин Пикс" примерно то же место, что в свое время в сериале-предшественнике занял четырнадцатый (второй сезон). Оба находятся в самой середине повествования и далеки от предполагаемой кульминации (если в текущем шоу она вообще планируется), но переоценить их общую значимость просто невозможно. В конце концов, на особенное положение новой серии недвусмысленно указывает совершенно инфернальный номер Nine Inch Nails. Однако впереди еще целых десять серий - и кто может предугадать, что гений провокаций нам уготовил?

Ну а на данный момент констатируем: пока другой новаторский телешедевр - "Фарго" - медленно, но верно разрушает систему изнутри, подрывая ее гуманными просветительскими методами, бескомпромиссный Линч атакует ее атомными бомбами. 

5