20.07.2017 16:00
Поделиться

В Петербурге представили комедию по рассказам Шукшина

В драматическом театре "Приют комедианта" прошли премьерные показы спектакля "Хорошо. Очень!" по рассказам Василия Шукшина.

Сразу в нескольких ипостасях - режиссера, художника-постановщика и автора инсценировки выступил Василий Сенин, для которого сотрудничество с "Приютом" стало доброй традицией - это его четвертая постановка в театре. Но если обращение к французской комедии (здесь два года с успехом идет "Женитьба Фигаро" в постановке Сенина) логично укладывается в творческий послужной список режиссера, то работу с деревенской прозой Шукшина можно считать не только профессиональным, но и отчасти личным экспериментом.

- Мир героев Шукшина - это воспоминания моего детства, - признается Сенин. - А сегодня - это время, когда я вхожу в его возраст, когда совпадает наше понимание жизни, действительности, возможностей художника в незначительно, по большому счету, изменившейся стране. Для меня это попытка заглянуть в ту эпоху из нашего времени и представить, что сказал бы Василий Макарович, окажись он в 2017 году.

Для спектакля выбраны пять шукшинских сюжетов, по выражению режиссера, "с пугающей актуальностью". Три из них - "Срезал", "Мой зять украл машину дров" и "Мужик Дерябин" - заключены в смысловую рамку из рассказов "Микроскоп" и "Сапожки", герои которых являются смысловыми антагонистами, по-разному отвечая на вопрос поиска собственного счастья.

В "Приюте комедианта" рассчитывают на то, что в этих обычных жизненных историях зрители найдут поэзию и красоту, ведь изображение повседневной жизни у Шукшина всегда соединяется с её философским осмыслением и рассуждениями о "вечных" вопросах человеческого существования. Так или иначе герои понимают, что главное в жизни не вещи и деньги, а любовь, доброта и справедливость. А жить от этого осознания становится "Хорошо. Очень!".

Как и в прежних самостоятельных инсценировках ("Заповедник" по Довлатову в театре Ленсовета и "Золотой теленок" в Ярославском театре имени Волкова) Сенину удалось максимально точно встроить дух авторской прозы в структуру театрального спектакля.

Режиссер вместе с Владимиром Бычковским, создававшим музыкальное решение для всех спектаклей Сенина в Петербурге, старательно погружают зрителя в атмосферу советской реальности. Название спектакля отлично рифмуется с песней Эдиты Пьехи "Это здорово!", но оптимистичный шлягер 1966-го года, который герои в самом начале спектакля выслушивают стоя в гробовом молчании, задает всей постановке тон трагифарса. Дальше будут и провокационная сцена родов под звуки гимна Советского Союза, и карикатурный Брежнев, поющий "Спят усталые игрушки" вместе с Хрюшей и Степашкой прямо из картонного телевизора, и "Беловежская пуща" в сопровождении кадров советской телехроники.

Художник по костюмам Ирина Арлачева (с ней Сенин создает уже четвертый спектакль) подхватывает тему застоя, наряжая героев в майки-алкоголички, растянутые треники и выцветшие домашние халаты - непременные атрибуты советского быта среднестатистической деревенской семьи. На контрасте - яркие видеоинсталляции в стиле поп-арт, созданные студентами 4-го курса РАНХиГС мастерской Сергея Солтана и Дмитрия Сидорова. Кислотные коллажи из мышек на самокатах, медведей в красных касках, фигурок из журнальных вырезок, лис на роликах, танков из первых видеоигр… яркие, эпатажные картинки скачут за спинами актеров, усиливая ощущения гротеска. Именно поэтому не выпадают из смыслового целого неожиданные врезки - например, сцена селфи в миниатюре "Микроскоп", где актеры намеренно выходят из образов, чтобы напрямую обратиться к зрителям.

По признанию Сенина, множество сцен рождались прямо в ходе репетиций: "Спектакль создавался вместе с замечательными актерами Соней Горелик, Натальей Парашкиной, Юлией Молчановой, Полиной Фетисовой, Александром Машановым, Александром Ронисом, Денисом Кирилловым, Вячеславом Коробицыным и Александром Лениным. Я впервые работал со Всеволодом Богатыревым - это высокопрофессиональный специалист, создавший хоровые партитуры в спектакле. Это мой второй спектакль с гениальным художником по свету и с уникальной личности человеком Евгением Ганзбургом.

Все эти люди приходят в театр и помогают мне и актерам создать то, что потом является спектаклем. Но нам бы было невозможно это сделать без служб театра "Приют Комедианта" во главе с техническим директором Ириной Елфимовой. Так уж складывается, что имена актеров и режиссера на свету, они известны публике, а имена остальных людей остаются в тени, хотя вклад каждого в спектакль уникален и важен".

Ближайшие спектакли пройдут в театре "Приют комедианта" 24, 27, 28 июля и 4, 5, 9 августа.

Мысли вслух

Василий Сенин о творческой свободе

После "Женитьбы Фигаро" в Петербурге и "Золотого теленка" в Ярославле - двух спектаклей, выпущенных мной сразу после ухода из Псковского театра драмы, я разрешил себе выйти из рабочего потока.
Это очень важно для художника - сохранить свободу, даже от собственной профессиональной деятельности. Искусство не должно превращаться в рефлекс, а желание работать - в страх остановиться.

О работе в Севастополе

В Крыму я до этого был только раз в 1985 году, после первого класса школы. И хотя у меня свое отношение к крымскому вопросу, я принял предложение своего коллеги и знакомого по ГИТИСу Григория Лифанова, главного режиссера театра имени Луначарского приехать в Севастополь и познакомиться с театром. Так возник спектакль "Дядюшкин сон".

Помимо работы это был и бесценный опыт личного общения с очевидцами событий, которые будут обсуждать не один десяток лет. Плоские общеизвестные факты сразу же обрели объем в деталях. За неделю до начала репетиций в Крыму я был в Пуэрто-Рико. Интересующимся государственным устройством разных стран и современной геополитикой будет любопытно сравнить города Севастополь и Сан-Хуан - и визуально, и концептуально. В этом сравнении есть ответы на многие вопросы, о которых спорят сегодня в социальном медиа-пространстве.

О творческих планах

Одиннадцать лет назад я совместно с театром в Плевне (Болгария) сделал спектакль по "Двенадцатой ночи" Шекспира. В прошлом году мы начали там репетиции чеховского "Вишневого сада", премьеру которого сыграли в марте. Театры в России сейчас редко соглашаются работать с пьесами Чехова, на родине меня все время просят поставить "что-нибудь полегче". В мае спектакль начал свою гастрольную жизнь. Надеюсь, что в России его увидят осенью на Волковском фестивале в Ярославле.