Тресков: Дороги, за которые голосуют жители, ремонтируем дополнительно

На интерактивной карте Подмосковья, которую на экране своего телефона показал "РГ" министр транспорта и дорожной инфраструктуры области Игорь Тресков, нет живого места - все испещрено красными линиями. "Это участки дорог, где идет ремонт", - объясняет министр. В этом году в области будет отремонтировано 1830 дорог общей протяженностью 3,1 тысячи километров. Для сравнения: в 2016-м ремонтировалось 2,1 тысячи километров - и это считалось абсолютным рекордом последних лет.

По моему хотенью

Игорь Борисович, говорят, вы в этом году втянули в рутинный процесс дорожного ремонта и жителей области?

Игорь Тресков: Дорог, которые мы хотим отремонтировать, у нас гораздо больше, чем средств, выделяемых на ремонт. Поэтому мы очень тщательно формируем программу. Анализируем несколько критериев - и состояние покрытия, и интенсивность движения, и время, прошедшее с момента предыдущих ремонтных работ. По каждому критерию выставляются баллы - и только дороги с наибольшим количеством баллов включаются в программу ремонта. А жители с этим не всегда согласны. Для них небольшая дорога, ведущая к дому, может быть важнее всех главных магистралей. Поэтому мы решили: 400 километров дорожных покрытий в этом году дополнительно отремонтируем по желанию граждан. И выставили все 200 дорог регионального значения, обозначенных жителями, но не вошедших в текущую программу ремонта, на голосование на областной портал "Добродел". Наиболее активно граждане голосовали за 94 дороги, которые в итоге и сформировали дополнительный ремонтный список. Так вот, более 20 дорог из этого списка уже отремонтированы.

Чтобы подрядчики нас не обманывали, их обязали трижды в день снимать на смартфоны ход ремонтных работ

А что с остальными, за которые жители голосовали не так активно?

Игорь Тресков: Они вновь будут выставляться на голосование в следующем году. Практику ремонта по заявкам жителей мы продолжим, причем в список для голосования будем включать не только региональные, но и муниципальные дороги.

Сколько километров асфальта максимум область способна отремонтировать за год?

Игорь Тресков: Есть поручение губернатора: ежегодно - не менее 1,5 тысячи километров, или 10% от всей протяженности региональной дорожной сети. А дальше - исходя из финансовых возможностей. В этом году, например, удалось направить на ремонт 18,6 миллиарда рублей. И мы пересмотрели подход к софинансированию муниципалитетов - раньше область субсидировала им 50% стоимости ремонтных работ, теперь 80%. А города, отмечающие юбилеи со дня основания, получают из областного бюджета все 95%. Это позволяет увеличить объем ремонта муниципальных дорог, которые только за местный счет чинились бы в отдаленной перспективе. К примеру, Орехово-Зуево, отмечающее в этом году 100-летний юбилей, получило 104 миллиона рублей и сможет отремонтировать более 50 дорог. Более 160 миллионов рублей направлено Дубне - и это в семь раз больше, чем в предыдущие годы.

Увеличение объема не отражается на качестве?

Игорь Тресков: Всем подрядчикам выдаются смартфоны со специальным мобильным приложением, на которые по условиям контракта они обязаны трижды в день снимать ход ремонта. И особенно тщательно снимаются скрытые работы - укладка выравнивающего слоя или распыление битумной эмульсии. Записать на смартфон чужую работу не получится - приложение имеет геометку, автоматически отображающую координаты съемки. Дальше все это размещается в электронной системе контроля планирования дорожной инфраструктуры, где ведется учет всех работ. Наши специалисты и служба инспекции дорог с помощью этой системы контролируют фактически каждый участок ремонта. И я ежедневно смотрю, куда вышли подрядчики и соблюдаются ли сроки.

Зачем так сложно? Можно подумать, что каждый второй подрядчик пытается вас обмануть.

Игорь Тресков: Попытки обмана действительно были. Подрядчик мог, например, снять верхний слой асфальта и пропасть на две недели. За это время раскрытая дорога "убивается" автомобилями напрочь. А начинаешь спрашивать, почему рабочие на объект не вышли, он делает честные глаза и утверждает, что все на работе. И как это быстро проверить?! Мы хотим убедиться, что подрядчики соблюдают технологию, не экономят на материалах и категорически против, чтобы нас обманывали. А, кроме того, у приложения есть еще одна очень важная функция: мы пишем историю подмосковных дорог. Видеоархив поможет лучше планировать будущие работы, если три года подряд вот на этой конкретной дороге появляется сотня ям, значит, ее пора ставить на капитальный ремонт.

Кстати, о ямах. Главы некоторых муниципалитетов публично отчитались о том, что ямочный ремонт у них завершен. А жители в соцсетях продолжают демонстрировать ямы, найденные на дорогах.

Игорь Тресков: Такое возможно. Хотя мы действительно видим, что основное количество ям на дорогах области устранено. Только за июль отремонтировано более 48 тысяч ям площадью 78 тысяч квадратных метров. Но есть отдельная тема - ямы на бесхозяйных дорогах. Таких дорог в Подмосковье более трех тысяч, строили их для своих целей предприятия или дачные кооперативы. Муниципалитеты не могут ремонтировать эти дороги до принятия их в собственность. Мы знаем об этой проблеме и запланировали ежегодно оформлять в собственность муниципалитетов по 800 таких дорог.

- То есть на то, чтобы решить проблему бесхозяйных дорог, вам понадобится примерно три года. Почему их нельзя принять на баланс все сразу?

Игорь Тресков: Процедура приема достаточно сложная и недешевая. Сначала нужно сделать кадастровый паспорт, поставить объект на кадастровый учет и зарегистрировать в Росреестре. И только через год, получив из Росреестра выписку, что никто на эту дорогу не заявил прав, обращаться в суд, который примет решение, что дорога может быть передана муниципалитету.

Ночь. Улица. Фонарь.

А еще жители обращают внимание на то, что на некоторых участках ремонтируемых дорог появляются тротуары. Это комплексный ремонт или бонус для пешеходов?

Игорь Тресков: Это параллельно ведутся работы по снижению очагов аварийности. Мы делаем не только тротуары, но и освещение. К сожалению, из 14,6 тысячи километров региональных дорог только 10% нормально освещены. А половина дорожных смертей у нас происходит из-за того, что человек в темное время суток идет вдоль дороги и его сбивает машина. Чтобы эту проблему решить, нужны или тротуары, но их не всегда можно построить, к примеру, на кромке леса, или освещение. В прошлом году мы обеспечили светом первые 36 километров самых аварийных участков дорог. В этом будет освещено уже 280 километров.

Результаты снижения аварийности уже есть?

Игорь Тресков: Давайте посмотрим статистику первого полугодия 2016 года: в Подмосковье произошло 3059 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 509 и ранено 3735 человек. И вот те же данные за 2017 год: 2717 ДТП, 416 погибших, 3368 раненых. Количество ДТП снизилось на 11%, а число погибших - на 18%.

Такая динамика только за счет тротуаров и света?

Игорь Тресков: Не только. Мы обратили внимание на дороги, где происходит больше всего ДТП со смертельным исходом. Это Можайское, Егорьевское, Носовихинское, Каширское, Пятницкое, Волоколамское и Старосимферопольское шоссе, дороги Москва-Жуковский и Щелково-Фряново. И по каждому проблемному участку распланировали фронт работ. Оборудовали пешеходные переходы в местах, где люди часто попадали под колеса. Установили тросовые ограждения на участках, где случались лобовые столкновения. Поставили видеокамеры на длинных бессветофорных перегонах, чтобы лихачи помнили про ограничение скорости. А еще расставили по дорогам 100 муляжей автомобилей ДПС с работающими проблесковыми маячками. Это обычно вызывает улыбку, но мы уже проанализировали: там, где стоят муляжи, аварий становится заметно меньше. Пока водитель поймет, что мигает не настоящая машина, скорость он успевает сбросить. И на участках с муляжами пока не было ни одного погибшего - а имитация экипажа ДПС выставляется в самых травмоопасных местах. Правда, их приходится чередовать с настоящими экипажами и "тасовать" по дорогам, чтобы водители не привыкали.

Тогда 100 муляжей на всю область - это мало.

Игорь Тресков: Согласен, мало. И мы будем увеличивать их количество. Как и число камер фото- и видеофиксации. Последних на дорогах области еще в начале года было меньше 200, сейчас уже 500, в том числе 50 мобильных комплексов, а к концу года будет более тысячи.

Шашками не машем

Почему бы на областных дорогах не организовать выделенные полосы для общественного транспорта, как это сделано в столице? Хотя бы на въездах в города, расположенные рядом со МКАД, где вечные пробки из-за сужений дорог на областной территории…

Игорь Тресков: Мы обсуждали эту проблему с Москвой. Обратимся опять же к статистике: если жители области едут в Москву, то 50% пользуются личным автомобилем, 32% электричкой и 18% автобусами. А если москвичи движутся в сторону области, то 56% из них сидят за рулем личных авто, а 44% предпочитают общественный транспорт. То есть на нашу дорожную сеть въезжают больше машин, и, наверное, нужно подумать о том, чтобы повысить комфорт пассажиров общественного транспорта, открыв для них выделенку. С другой стороны, в Подмосковье масса дорог имеет всего две полосы - то же Егорьевское шоссе, некоторые участки которого стоят почти круглосуточно. Представляете, что там будет, если мы одну полосу сделаем выделенной?! К открытию выделенок в области надо идти очень взвешенно, на сегодняшний день вопрос находится в стадии проработки.

Не так давно область заключила два соглашения по платным путепроводам, к строительству которых планируется приступить в 2018 году. Другие предложения по платным дорожным объектам от инвесторов есть?

Игорь Тресков: Рассматривается частная инициатива о строительстве еще 13 путепроводов. И двух дорог - одна из них соединит Ярославку и Дмитровку, другая станет дублером Пятницкого шоссе. Переговоры с инвесторами идут прямо сейчас.

Учитывается ли в этих переговорах печальный опыт дублера Ленинградки, который стоит пустым из-за того, что автомобилисты считают стоимость проезда необоснованно дорогой?

Игорь Тресков: Да, мы учитываем опыт наших коллег, как раз сейчас и ищем варианты. Уже к сентябрю хотелось бы сделать финансовую модель. Ни мы, ни инвесторы не заинтересованы в том, чтобы вышло так, что дорога есть, но по ней не ездят. Но надо понимать, что и очень низкой цены не будет: любая платная дорога строится в первую очередь для быстрого проезда. И когда инвестор вкладывает деньги, он рассчитывает их в перспективе вернуть и заработать.

А сколько крупных дорожных объектов сегодня у Подмосковья в стройке?

Игорь Тресков: 28, из них 18 будут сданы в этом году. В июле уже был открыт для движения путепровод в Рузском районе у платформы Тучково, на очереди - еще два путепровода в Долгопрудном и один в Красногорском районе у платформы Нахабино. Будут завершены две транспортные развязки: на 19 км Можайского шоссе в Одинцовском районе и на пересечении Лыткаринского шоссе и М-5 "Урал" в городском округе Люберцы. Сдадим три автомобильные дороги: местный проезд на участке от Буденовского шоссе до 20 км автомобильной дороги М-1 "Беларусь", реконструкция автодороги "Шереметьево 1 - Шереметьево 2" на Старошереметьевском шоссе и западный объезд Сергиева Посада. Завершается строительство восьми мостов и паромной переправы через Оку на автодороге "Белоомут-Ловцы" в Луховицком районе. Также продолжаются работы на транспортной развязке на пересечении Волоколамского и Ильинского шоссе. Полностью завершить их планируется к концу 2018 года, жители Красногорска этого очень ждут.

Ключевой вопрос

Еще в прошлом году говорилось, что в городах пристоличного пояса, где самая плотная застройка и самая большая нехватка парковочных мест, будет введена платная парковка. Когда?

Игорь Тресков: У руководства области такая позиция: прежде чем говорить о платной парковке, создайте альтернативу. Найдите, где люди смогут припарковаться бесплатно. Крупнейшим городам области не хватает 280 тысяч парковочных мест. Мы не возражаем, когда в проекте планировки нового микрорайона появляется платный паркинг в подземном этаже. Стройте, пожалуйста. А мы основные усилия направим на создание бесплатных машино-мест. Ведь изначально идея какая была? Есть, например, пристанционная площадь, где можно организовать платную перехватывающую парковку. Не хочешь платить - вот тебе бесплатная альтернатива. И пусть она расположена чуть подальше от станции, но она есть. А когда нет вообще никаких парковочных мест, начинать надо не с платных.

И сколько бесплатных машино-мест появится в области в этом году?

Игорь Тресков: 72,5 тысячи. Из них 14 тысяч на улично-дорожной сети, остальные - во дворах. По данным, которые муниципалитеты предоставляют нам ежедневно, в целом по области обустраивается порядка 150-200 машино-мест. И на сегодняшний день обустроено уже более 180 парковок, или более 7,5 тысячи мест. Держим процесс на контроле.