Чиновники смогут через суд требовать доступ в квартиры граждан

В понедельник правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела инициативу, ускоряющую процедуру получения чиновниками права доступа в квартиры граждан без разрешения владельцев.

Визит без приглашения будет санкционирован судом, так что гражданин не сможет закрыть двери перед уполномоченными гостями.

В первую очередь новая процедура нужна представителям жилищных инспекций, а искать они будут опасные перепланировки. По сути проект значительно ускорит разбирательство с человеком, затеявшим опасный ремонт в своей квартире. Если жилец-разрушитель запирается у себя и не идет на контакт, его достаточно быстро заставят открыть двери. В течение десяти дней чиновники смогут получить судебную санкцию на доступ в жилое помещение.

Порядок получения такого разрешения будет прописан в специальной главе Кодекса административного судопроизводства. А для жильца-нарушителя такой визит может закончиться даже выселением. Но это - крайний случай.

Как пояснил "РГ" советник Федеральной палаты адвокатов Александр Боломатов, жилищные инспекции ищут в квартирах нарушения, которые ведут к разрушению дома или нарушению прав других жильцов.

"Кроме перепланировок также можно упомянуть любые действия с коммуникациями внутри дома, уничтожение воздуховодов и мусоропроводов, - говорит Александр Боломатов. - Также надо назвать и вынос водяного отопления за пределы квартиры, так как существенно нарушает права других жильцов при оплате за отопление".

Жилищным надзором занимаются инспекции, созданные региональными властями. В Москве, например, это Мосжилинспекция. Если сосед затеял подозрительный ремонт, то жаловаться надо именно в жилищную инспекцию.

Иски жилищных инспекций о доступе в помещение будут рассматриваться судами в течение 10 дней

"Сейчас сотрудники Мосжилинспекции проходят в помещения ссылаясь на свою компетенцию, - говорит Александр Боломатов. - Большинство граждан сотрудников Мосжилинспекции пропускают, но у них есть все права и отказать. Для этих случаев и предусмотрен судебный путь".

Прецеденты, когда именно суд заставлял граждан принимать гостей, уже бывали. Но такие дела пока рассматриваются в рамках ГПК и могут растягиваться. Правительственные эксперты напоминают, что по правилам искового производства срок рассмотрения дела составляет два месяца. При этом надо учитывать, что возможны затяжки по самым разным причинам, так что на получение "гостевой визы" уйдет масса времени.

Вот пример, как работает такая система. В Москве недавно жилищная инспекция заставила через суд столичную жительницу пустить к себе проверяющих.

Как сообщили в ведомстве, на женщину пожаловался сосед-пенсионер, живущий снизу.

"Заявитель утверждал, что собственница квартиры снесла все межкомнатные перегородки, после чего в его квартире стали появляться трещины, которые месяц за месяцем увеличиваются и расползаются по стенам комнат", - рассказывают в инспекции. Хозяйку квартиры не удавалось застать дома, на уведомления она не отвечала. Тогда Мосжилинспекция обратилась в суд с иском, чтобы обязать предоставить должностным лицам доступ в квартиру.

"По решению суда в сопровождении приставов жилищные инспекторы осмотрели жилое помещение, - рассказывают в ведомстве. - Выяснилось, что в квартире самовольно произведен демонтаж и устройство ненесущих перегородок с дверными проемами, устройство ванной комнаты, которая не предусмотрена проектом, с установкой сантехнического оборудования".

Хозяйке квартиры пришлось заплатить штраф и привести планировку квартиры в соответствие с проектной документацией. Если бы предлагаемые нормы уже действовали, инспекция смогла бы добиться права посещения нарушительницы гораздо раньше, и у соседских трещин было бы меньше времени на рост.

Вся процедура, как чиновником требовать доступа в квартиры граждан, будет подробно прописана в главе 32.1 Кодекса административного судопроизводства.

"Установлены короткие сроки для рассмотрения дела - 10 дней, - говорит советник ФПА. - Но до обращения в суд заявитель должен надлежащим образом вызвать жильца на составление акта о недопуске. Этот акт должен быть детально исследован в судебном заседании".

Если человек отказался устранить последствия опасной перепланировки, его могут выселить

Таким образом, по его словам, уведомление проживающего лица делается в суде и до суда с целью составления акта. Следовательно, вариант с неизвещением маловероятен или применим для непроживающего фактически по адресу лица. Проще говоря, визит инспекторов с судебным решением на руках не будет сюрпризом для граждан. Любой хозяин квартиры должен понимать, что с соседями и жилищными инспекторами лучше вступать не в спор, а диалог. Закон разрешает даже выселять нерадивых собственников: квартиру продадут на торгах, а деньги отдадут. Уже есть немалая практика, когда суды принимали решение о выселении граждан за незаконные перепланировки, антисанитарию и шум. Такие крайние меры применяют к тем, кто отказывается исправлять ситуацию. То есть просто за факт опасной перепланировки квартиру не заберут. Но если человек отказывается приводить квартиру в безопасное состояние, у него возникнут проблемы.

- Согласно Жилищному кодексу собственник должен содержать свою квартиру в надлежащем состоянии, не нарушая при этом прав и законных интересов соседей, - напоминает пресс-секретарь Ассоциации юристов России Валерия Авер. - При этом он обязан соблюдать также противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические и иные предусмотренные законом требования. При нарушении указанных требований к собственнику квартиры могут быть применены различного рода санкции, начиная от штрафа и заканчивая лишением в судебном порядке права собственности на жилое помещение. Введение предлагаемого порядка предоставления доступа в жилое помещение позволит жилищным инспекциям оперативно выявлять факты самовольных перепланировок в целях защиты прав собственников иных помещений в многоквартирном доме.

Право

Кто может войти без спроса

Антон Соничев, адвокат:

Прежде всего необходимо помнить, что в соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно: никто не вправе проникать в квартиру против воли проживающих в ней лиц. Исключением являются установленные федеральным законом случаи или судебное решение. За незаконное проникновение предусмотрена уголовная ответственность.

Статья 3 ЖК РФ оговаривает, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях, например, спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, пресечения совершаемых преступлений и т.п. Таким образом, при наличии обстоятельств, перечисленных в законе, согласия законного собственника не требуется. И не важно, кто перед ним стоит - полицейский или, например, пожарный. Нежелание впускать к себе в квартиру посторонних лиц в данном случае не будет решать ровным счетом ничего. Однако необходимо иметь в виду, что процедура посещения чужого жилища в отсутствие получения разрешения от собственника четко регламентирована законом. Например, сотрудники полиции вправе проникать в жилые помещения в целях спасения жизни граждан, обеспечения их безопасности или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях. Также у полиции есть право входить без разрешения в квартиры для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения преступления или установления обстоятельств несчастного случая. Сотрудник полиции, перед тем как войти в жилое помещение, обязан уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов. При проникновении в жилые помещения в указанных выше случаях (фактически - в чрезвычайных ситуациях) сотрудник полиции вправе при необходимости взломать замки и двери. В остальных ситуациях сотрудники полиции вправе осмотреть квартиру только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а обыскать жилище и изъять искомые предметы - только на основании судебного решения.

Подготовил Владислав Куликов.

А как у них

В Германии вход в частное помещение для любого представителя госструктур, экстренных служб или силовиков возможен только и исключительно по специальному решению судьи. Это касается также и судебных приставов, вынужденных очистить квартиру или переписать имущество. Без него святая святых - частное пространство немецкого гражданина - могут нарушить лишь пожарные, газовики, медики или полицейские, а также спецназ. Однако по закону это возможно при наличии так называемой "грозящей опасности" - все равно, для жизни проживающих в помещении людей или для окружающих. Например, если психически больной человек запрется в квартире и будет кричать о самоубийстве, полицейские и санитары просто обязаны действовать быстро. Без промедления имеют право взломать квартиру представители экстренных служб, если чувствуется запах газа или дыма. Полицейские вправе взять штурмом жилье, если там забаррикадировался террорист. Вход в личные помещения без решения суда и без необходимости предотвратить опасность - карается денежным штрафом или тюремным заключением до 1 года. Однако для судебного преследования по статье 123 УК ФРГ "Нарушение неприкосновенности жилища" должно последовать заявление проживающих в квартире или доме людей.

Во Франции неприкосновенность жилища является конституционным правом граждан страны. Проникновение в него представителями госструктур без соответствующих судебных постановлений преследуется по закону лишением свободы сроком на два года и штрафом в 30 тысяч евро. Так что, когда полицейские принимают решение об аресте подозреваемого, чтобы попасть в его дом, без такого документа не обойтись. По закону они не могут это сделать после 21:00 и до 06:00 следующего дня. То же самое касается судебных исполнителей при выселении из квартиры неплательщика. По закону для этого требуется также обязательное присутствие полицейских, мэра этого города или его официального представителя. Помимо этого зайти в жилье граждан, опять-таки имея на руках судебное постановление, могут агенты фискальных служб с тем, чтобы установить соответствие заявленных в налоговой декларации средств реальным доходам гражданина. Единственным исключением из общего правила являются пожарные. Они имеют право при возгорании дома или квартиры проникнуть туда без каких-либо постановлений с тем, чтобы спасти жизни людей и их имущество.

В Испании никто не может войти в помещение без разрешения того, кто в нем проживает (при этом последнему не обязательно иметь документ, подтверждающий собственность). Даже владельцу квартиры, сдавшему ее в аренду, необходимо получить его у съемщика, если конечно, обратное не прописано в договоре. Это же правило действует и в отношении полицейских и других государственных чиновников (например, налоговых инспекторов). Правда, свое нежелание необходимо четко выразить, поскольку молчание считается согласием на проведение осмотра стражами порядка. Впрочем, у них есть другой путь - воспользоваться судебным ордером на обыск. Правда, сначала правоохранительным органам необходимо доказать, что в том помещении находится преступник, улики или запрещенные вещества. И если судья согласится с приведенными доводами, а это бывает далеко не всегда, он выдаст необходимый документ, в котором будут указаны причины проведения обыска и точный адрес (бывает, что полицейским разрешается осмотреть, например, только ванную комнату). Третий, и последний, законный способ проникнуть в помещение - возникновение критической ситуации. Например, полицейский услышал крик о помощи, увидел в окно человека без сознания, внутри совершается преступление или находятся террористы. За взлом и проникновение Уголовный кодекс Испании предусматривает наказание в виде лишения свободы до двух лет (и до четырех в случае применения силы или угроз).

Подготовили Анна Розэ (Берлин), Вячеслав Прокофьев (Париж), Юрий Когалов