Людям все еще интересно российское кино? Они приходят его смотреть?
Малгожата Шляговска-Скульска: Если бы не приходили, мы не проводили бы этот фестиваль. Одиннадцать лет назад мне казалось, что самое сложное - начать, организовать первый "Спутник над Варшавой". Ведь этому предшествовал 25-летний перерыв - с 1989 до 2006 года на польские экраны вышло всего десять российских лент. И если раньше мы в Польше не могли сказать, что знаем российское кино - мы были знакомы только с советской классикой, то теперь к нему есть огромный интерес. За 11 лет мы показали на "Спутнике" примерно 1200 фильмов из России, пригласили почти 700 гостей - актеров, режиссеров, продюсеров. И люди ждут наш фестиваль, заранее узнают программу. Билеты на такие фильмы, как "Нелюбовь" Андрея Звягинцева, "Аритмия" Бориса Хлебникова, "Матильда" Алексея Учителя, были раскуплены за несколько дней до начала фестиваля.
В чем, по вашему мнению, секрет успеха российского кино у польского зрителя?
Малгожата Шляговска-Скульска: Ваше кино снято так, как будто оно предназначено для нас - поляков, ведь у нас похожие проблемы. Где-нибудь во Франции или в Германии получают удовольствие от просмотра этих лент, но нет такого сопереживания, как в Польше. Вот, "Аритмия" Хлебников снял фильм о враче, который находит время для пациентов, но у него не остается времени для семьи. А у нас сейчас как раз проходят забастовки врачей, которые поставлены в подобные условия.
Как вы отбираете фильмы для фестиваля?
Малгожата Шляговска-Скульска: Ездим на российские кинофестивали: на Кинотавр в Сочи, на Московский международный кинофестиваль, в Выборг на "Окно в Европу". К тому же многие режиссеры и продюсеры знают о нашем фестивале и сами присылают заявки. Я думаю, что могу сказать без ложной скромности: "Спутник" - самый масштабный смотр российского кино в мире. В других странах такие фестивали представляют 20-30 фильмов из России. А мы ежегодно показываем 130-140 лент - художественных, документальных, анимационных. Столько людей обращались просьбами показать классику, причем именно Сергея Эйзенштейна, что решили провести етроспективу его картин, таких как "Александр Невский", "Броненосец "Потемкин", "Иван Грозный", "Октябрь" и так далее, причем в сопровождении живой музыки.