"Город тусклых огней": мрачный английский детектив с Ризом Ахмедом
В рамках XVIII фестиваля "Новое британское кино" показан детектив Пита Трэвиса "Город тусклых огней" (City of Tiny Lights) c Ризом Ахмедом ("Однажды ночью", "Изгой-один: Звёздные войны. Истории") и Билли Пайпер ("Доктор Кто", "Йерма") в главных ролях.
Режиссеру удалось достаточно эффектно показать изнанку современного Лондона, зачастую не видимую туристам, но оттого не менее узнаваемую местными жителями составляющую городского ландшафта британской столицы, до мелочей воспроизводимую в сотне других населенных пунктах страны. Этот параллельный, полупризрачный эмигрантский Лондон вращается на отдельной орбите, живет по своим правилам и даже имеет собственные достопримечательности. В нем, как в отражении, исправно воспроизводится, пусть в несколько вычурном и гротескном виде все то, что скрывает фасад парадного оригинала: любовь, ненависть, интриги, борьба за власть, преступность, а также события и деяния, тщательно скрываемые от посторонних глаз. И в них всегда есть кому покопаться.
Например, главному герою картины, частному детективу Томми Ахтару (Ризу Ахмеду). Он немногословен, скуп на эмоции и предельно осторожен, предпочитает действовать в одиночку и лишь изредка пользуется посторонней помощью. В основном - в тех ситуациях, когда от нее, по большому счету ничего не зависит. Сухощавый курильщик дымит не переставая, многозначительно выслушивая тех, кто может сообщить что-либо важное.
В какой-то степени он похож на Шерлока Холмса, но если первый имел дарованную по факту рождения возможность лавировать между двумя мирами, непринужденно с головой погружаясь в загадки в одном обиталище респектабельного Лондона и выныривая на поверхность где-нибудь в районе доков, то Томми представляет собой человека, полностью укорененного в окружающей среде, без каких-либо шансов на то, чтобы из нее вырваться. Смирившись с неизбежностью, он сумел ее приручить, и тем самым несколько возвыситься над большинством соседей. Он, подобно опытному часовщику, очень хорошо понимает, как действуют части слаженного механизма, которым является лондонское гетто. Приносит ли это ему удовольствие, вопрос отдельный.
Чутье почти никогда не обманывает Томми - исключением становится расследование таинственного исчезновения девушки легкого поведения, о нем детективу рассказала подруга пропавшей. С этого момента Томми привычно и самоуверенно начинает развивать бурную деятельность по собиранию улик, но то и дело натыкается на препятствия и идет по ложным следам, а затем с завидной частотой встречается лицом к лицу с тупыми как пробка агентами американских спецслужб (вот он, островной снобизм). Неудачи только раззадоривают его, но одновременно заставляют раз за разом одалживаться, заискивать, ставить себя в неловкие ситуации. И это злит детектива, распаляет его любопытство, заставляя действовать совсем безрассудно.
И в этот момент, как и положено, появляется таинственная дама - Шелли (Билли Пайпер), школьная знакомая Томми, мучительно пытающаяся увидеть в человеке перед ней романтичного неловкого юнца, которым тот некогда был. В момент их первоначального знакомства у обоих чувства были чище, жизнь еще не успела так потрепать и разочаровать, черное и белое имело четкие границы, а разделение на своих и чужих было незыблемым.
На фоне невнятной любовной интриги продолжается расследовательская деятельность Томми. Оказывается, что нити от исчезнувшей девушки тянутся повсюду и приводят горе-сыщика даже в молодежную мусульманскую организацию, которая наводит страх на одних, но значительно облегчает жизнь другим, так как с улиц в одночасье исчезают наркотики.
В итоге оказывается, что все шаблоны заводят в тупик, а настоящий рассадник бед и опасностей - не те, кто кажется подозрительным с первых минут. Да и дело по большому счету, как всегда, не в людях, а в обезличенных деньгах, превращающих жадных двуногих с сомнительными моральными ориентирами в беспринципных рвачей и сеятелей смуты.
И Риз Ахмед, и Билли Пайпер стараются, но сюжет, превращающий поначалу хоть и затянутое, но достаточно живое повествование в сиропную политкорректность, душит игру мертвой хваткой. И если в тех же "Туманных отношениях" (A Patch of Fog), фильме, снятом в похожей нуарной стилистике (представленном на фестивале в прошлом году), подобные рамки пошли только на пользу, высветив основные узлы сюжета, то здесь огоньки оказались и вправду тусклыми, мучительно выдающими искру за искрой, и их появление сопровождается удушливым запахом серы.
2.5