Фестиваль нового британского кино: биографии, драмы и музыка 70-х
Фильмом открытия станет биографическая драма Стивена Фрирза "Виктория и Абдул" (Victoria and Abdul) с великолепной Джуди Денч в роли королевы Виктории в последние годы ее царствования. Это произведение впервые вынесет на широкий экран те подробности жизни августейшей персоны, что ранее тщательно скрывались от посторонних глаз, так как считались в высшей степени компрометирующими. И одновременно покажет, что в человеческих отношениях нет ничего предосудительного, если только наблюдатели и судьи не зададутся целью это найти.
Еще одной особо значимой картиной станет "Прощай, Кристофер Робин" (Goodbye Christopher Robin) Саймона Кертиса о непростой истории жизни и творчества всемирно известного классика английской литературы для детей А.А.Милна, автора "Винни-Пуха". Мало кому известны настоящие причины, побудившие Милна к написанию книг для самых маленьких. Еще реже говорится о прототипе маленького мальчика, чей образ встречается в его книгах. Это сын писателя, Кристофер Робин. Его собственная жизнь сложилась далеко не лучшим образом - не в последнюю очередь из-за того, что дарование отца и его воплощение в литературных произведениях привели к непредвиденным последствиям. Преждевременное включение во взрослый мир читающих людей в нежном возрасте не по своему выбору, двойное существование - в книге и в жизни - все это оказалось слишком серьезным испытанием для ребенка и его психики. Главного героя сыграет также талантливый сын неординарного во всех отношениях отца - ирландский актер Донал Глисон. Кроме того, на экране появится Стивен Кэмпбелл Мур, совсем недавно поразивший зрителей своей актерской работой в экранизации романа Иэна Макьюэна "Дитя во времени" (The Child in Time), и Марго Робби. Фильм, предоставленный прокатной компанией "Двадцатый Век Фокс СНГ", появится на экранах российских кинотеатров 23 ноября.
Другой ожидаемый биографический фильм - "Бесит быть нормальным" (Mad to be Normal), расскажет о профессиональном становлении и взгляде на жизнь шотландского психиатра Р.Д. Лэйнга, бросившего вызов принятым в 60-х методам лечения душевных расстройств и выступившего за личностный подход в общении с больными. Такой метод, считающийся чем-то самим собой разумеющемся в наше время, на заре своего становления казался чем-то крамольным, вольнодумным и откровенно опасным. В роли прославленного медика выступит земляк Лэйнга, талантливейший, удивительно живой и непосредственный актер Дэвид Теннант.
Еще одной условно историко-биографической картиной можно назвать "Последний портрет" (Final Portrait) Стэнли Туччи с Джеффри Рашем, Арми Хаммером, Тони Шэлоубом и другими. В центре повествования - события 1964 когда, когда американский писатель Джеймс Лорд отправляется в столицу Франции и неожиданно для себя становится моделью знаменитого художника Альберто Джакометти. Неожиданная встреча, не предполагавшая ничего, кроме краткого сотрудничества, положила начало дружбе, которую обе творческих личности сумели сохранить и пронести через многие годы. Картина, предоставленная прокатной компанией Capella, выходит в широкий прокат с 18 января.
Отдельной подрубрикой в фестивальной программе этого года станут два фильма, рисующие нечто большее, чем жизненный путь отдельных ярких личностей, так как воплощение их музыкальных и артистических способностей было во многом определено и особенностями эпох и окружавшей их действительности во времена взросления.
Речь идет о художественном проекте Марка Гилла "Англия принадлежит мне" (England is Mine) о Манчестере на рубеже 80-х (от продюсера "Контроля"), когда Стивен Патрик Моррисси, впоследствии лицо коллектива The Smiths, мучительно пытался постичь, что не так и чего не хватает в его жизни и как он может на это повлиять. Помимо Джека Лаудена в роли самого Моррисси зрители смогут увидеть Джессику Браун-Финдли (снявшуюся в самом очаровательном фильме фестиваля предыдущего года романтической комедии - "Фантастическая любовь и где ее найти" / This Beautiful Fantastic) в весьма эпатажном амплуа.
Режиссёры Хэмиш Хэмилтон и Кэти Маллан решили увековечить память безвременно ушедшего символа музыкальной Англии, Дэвида Боуи, создав произведение David Bowie Is..., представляющее собой своеобразное кинематографическое отражение той части творчества Боуи, которая в систематизированном виде была представлена восприятию посетителей выставки, прошедшей в музее Виктории и Альберта.
Одной из самых ожидаемых премьер станет новый фильм Йоргоса Лантимоса - "Убийство священного оленя" (The Killing of a Sacred Deer), получивший приз на Каннском кинофестивале за лучший сценарий. Лантимос, запомнившийся многим антиутопией "Лобстер" с Колином Фаррелом в главный роли, в очередной раз привлек маститого ирландского актера к сотрудничеству, теперь уже - в творческом дуэте с Николь Кидман. В свое время режиссер поведал публике, что главным источником вдохновения при создании новой работы стало многоаспектное наследие древнегреческой трагедии ("Ифигения в Авлиде" Еврипида о страшной жертве Агамемнона богине Артемиде), перенесенной на современную почву и воплотившуюся в семейной драме, в которую в одночасье превратилась семейная жизнь талантливого кардиохирурга. Фильм, предоставленный прокатной компанией A-ONE FILMS, можно будет увидеть в широком прокате с 16 ноября.
В отдельную группу можно выделить три фильма, привлекающих своим актерским составом. Прежде всего, речь идет о драме Эрика Стайлза "Безропотно во тьму" (That Good Night), ставшей одним из последних фильмов с участием бесконечно трогательного и пронзительного Джона Херта (навсегда вошедшего в историю британского телевидения и оставившего свой след в легендарной эпопее "Доктор Кто" в качестве совершенно особенного Военного Доктора. В своей прощальной роли он воплотил Ральфа, престарелого сценариста, который, ощущая близость последних дней своей жизни, стремится уладить свои земные дела, наконец-то взявшись за решение вопросов, всю жизнь отодвигаемых на второй план из-за их сложности. И только очутившись на пороге иного измерения бытия, Ральф осмеливается приложить требующиеся гораздо от него усилия, не до конца решив вопрос, кому это нужно в большей степени - другим или ему самому.
"Дыши ради нас" (Breathe), фильм закрытия, является режиссерским дебютом актера Энди Серкиса, успевшего поучаствовать в огромном количестве эпических кинопроектов, куда входят и "Властелин колец", и "Хоббит", и "Звездные войны", и бесконечные марвеловские поделки. Если Серкис и не является заслуженным мастером в выбранном им на сей раз амплуа, то, по крайней мере, на его стороне, без сомнения, актерский состав фильма (к слову, открывшего Международный кинофестиваль в Лондоне): Эндрю Гарфилд, блеснувший недавно на театральных подмостках в эмоционально изматывающей роли в двухчастных "Ангелах в Америке" Тони Кушнера (а ранее - в масштабных религиозных полотнах Мела Гибсона и Мартина Скорсезе), Клэр Фой, ставшая воплощением королевы Елизаветы II в годы ее молодости в сериале "Корона" (The Crown), мастер ролей второго плана Том Холландер ("Ночной администратор" / The Night Manager, "Табу" / Taboo), а также Хью Бонневилль. Судя по всему, зрителей ждет рассказ о беспощадном столкновении красивой, беззаботной молодости Дианы и Робина с вопиющей несправедливостью жизни, когда болезнь в один момент переворачивает жизнь героев и грозит сломать хрупкие побеги молодой любви. Фильм "Дыши ради нас" предоставлен прокатной компанией "Вольга", в прокате с 30 ноября.
Интересна "Вечеринка" (The Party) Салли Поттер. Ей время от времени, с 1992-го - года выхода экранизации "Орландо" Вирджинии Вулф, удавалось обратить на себя внимание интересными режиссерскими работами. Последняя из них, помимо удивительно пристального и напряженного вглядывания в действительность с неутешительными и нелицеприятными для действующих лиц результатами, дают возможность увидеть талантливого Киллиана Мерфи в не очень характерном для него в последние годы амплуа (речь идет о затмевающей другие его работы экспрессии сериала "Острые козырьки" / Peaky Blinders). Фильм, предоставленный прокатной компанией Russian World Vision, выйдет в российский прокат 21 декабря.
Единственная экранизация в полном смысле этого слова среди привезенных на фестиваль картин - "Моя кузина Рэйчел" (My Cousin Rachel) Роджера Митчелла по роману Дафны дю Морье о таинственной незнакомке, сыгравшей судьбоносную роль в жизни трех мужчин, принадлежащих к разным поколениям, но объединенных неравнодушием к ней.
Человеческим отношениям во всем их многообразии посвящены сразу четыре фильма. В комедийной, но от этого ничуть не менее серьезной "Дафне" (Daphne) Питера Маки Бернса главная героиня, девушка, имеющая счастливую способность получать удовольствие как от упражнения собственного интеллекта, так и от жизни во всех ее проявлениях, в одночасье понимает призрачность нарисованной ею самой картины мироздания. "Божья земля" (God’s Own Country) Френсиса Ли исследует познание мира с другой стороны - в его картине сельский паренек Джонни, уроженец Йоркшира, не имеет свободного времени и сил для того, чтобы исследовать светлые стороны жизни, однако нежданные изменения сами идут навстречу тому, кто не в силах сделать первый шаг, причем в облике подсобного рабочего из Румынии.
"Жду тебя" (Waiting for You) Чарльза Геррада рассказывает о пожилой французской певице (ее сыграла сама Фанни Ардан), оставившей сцену, а с ней - и светскую жизнь и предающейся воспоминаниям в полном уединении загородного дома. Но в один прекрасный момент размеренное течение ее существования нарушает английский юноша, недавно потерявший отца и одновременно что-то отчаянно ищущий и, судя по всему, далеко неспроста очутившийся у ее порога.
Напоследок нельзя не отметить "Город тусклых огней" (City of Tiny Lights) Пита Трэвиса со звездой криминальных драм Ризом Ахмедом и Билли Пайпер (за десять лет совершившей качественный скачок - от спутницы "Доктора Кто" до ошеломительной "Йермы" на лондонских театральных подмостках). Томми Ахтар, герой Риза Ахмеда, занимается частным сыском, но его будни безнадежно далеки от увлекательной богемной жизни Шерлока Холмса. Он живет среди тех, кого принято не замечать - простого работного люда, иммигрантов со всех уголков земного шара, мелких криминальных элементов и совершенно случайных людей. Но в один прекрасный момент оказывается, что случайности - весьма относительный конструкт.