"Новое британское кино 2016": мозаика истории и современности

Журнал
    25.10.2016, 18:33
Текст:   Юлия Авакова
С 26 октября по 6 ноября в Москве пройдет XVII фестиваль "Новое британское кино", в рамках которого будет представлено большое количество художественных фильмов и документальных лент на совершенно разную тематику, что не в последнюю очередь объясняется стечением разных  исторических обстоятельств: 400-летием чествования дня смерти Уильяма Шекспира, 100-летием "Пасхального восстания" в Ирландии и дальними отголосками тех событий 35 лет назад, 50-летием победы сборной Англии на ЧМ по футболу и триумфом фильма "Я, Дэниел Блэйк" (I, Daniel Blake) на Каннском фестивале.
 Фото: twitter.com/KenLoachSixteen  Фото: twitter.com/KenLoachSixteen
Фото: twitter.com/KenLoachSixteen

Новый фильм Кена Лоуча "Я, Дэниел Блэйк" (I, Daniel Blake) рассказывает о невыносимой жизни сотен тысяч людей, невидимых для окружающего мира, о которых хорошо известно разве что службам занятости, пенсионным фондам и организациям, занимающимся врачебно-трудовыми экспертизами. Главный герой, Дэниел Блейк, в прошлом плотник, становится жертвой серьезного сердечного приступа, последствия которого не дают ему вернуться на работу. Но, несмотря на очевидность ситуации, многоумные критерии, разработанные в кулуарах чиновничьих кабинетов, не позволяют признать его нетрудоспособным. Казалось бы, это какая-то досадная ошибка, но чем дольше длятся мытарства Дэниела, тем больше он понимает, что для британского общества это - новая норма.

Восьмидесятилетие режиссера, ознаменованное широким признанием его заслуг перед кинематографом и новой работой, вышедшей на экраны в год его юбилея, вдохновила Луиз Осмонд на создание документальной ленты "Кен Лоуч: Жизнь и фильмы" (Versus: the life and films of Ken Loach) о "разгневанном человеке" Кене Лоуче, во всех своих фильмах пытающемся привлечь внимание окружающих к общественно-значимым темам, каждый раз уповая на то, что гуманизм и чувство социальной справедливости можно и нужно воспитывать.

Знаковым событием стал выход на экраны новой картины Джона Майкла МакДонаха "Война против всех" (War on everyone), пародирующей гоббсовскую презумпцию о естественном состоянии общества в момент его становления. Практически те же законы работают и в Нью-Мексико, где двое сотрудников дорожной полиции занимаются вымогательством денег у любого, кто попадается им на пути. Но все та же самая природа пустоты не терпит, и когда полицейские предвкушают получение особо крупной суммы, у них появляются по-настоящему серьезные соперники, столкновение с которыми подтверждает истину, выраженную в старинной поговорке: Чем дальше в лес, тем больше дров.

Историческая драма "Операция Антропоид" (Anthropoid) Шона Эллиса посвящена одному из событий Второй мировой - секретной операции британской разведки по ликвидации протектора Богемии и Моравии обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха, одного из архитекторов политики нацистской Германии по борьбе с "внутренними врагами", приведенной в исполнение 27 мая 1942 года. В главных ролях можно будет увидеть Джейми Дорнана и Киллиана Мерфи, актерская игра которого вышла на качественно иной уровень в сериале BBC "Острые козырьки" (Peaky blinders). Не стоит забывать, что одним из первых своих появлений в крупных проектах актер обязан все тому же Кену Лоучу, создавшему с его участием в 2006 году драму об Ирландии времен гражданской войны под названием "Ветер, который качает вереск" (The wind that shakes the barley) - победителя Каннского фестиваля десятилетней давности.

Еще одним историческим кино, представленным на фестивале, станет "Али и Нино" (Ali and Nino), художественная картина оскаровского лауреата Азифа Кападии, известного своими документальными работами ("Сенна", "Эми). В ней рассказывается о том, как события, последовавшие за Октябрьской революцией, отразились на жизни обычных людей, живущих вдали от тех мест, где они произошли, но которые, тем не менее, вскоре изменят жизнь сотен миллионов. Речь идет об истории любви двух молодых людей - Али и Нино, разворачивающейся в Баку в те неспокойные годы.

"Фантастическая любовь и где ее найти" (This beautiful fantastic) Саймона Эбауда с Джессикой Браун Финдли, Томом Уилкинсоном и Эндрю Скоттом иллюстрирует извечную историю о том, что очень часто мы не имеем ни малейшего представления, каким образом те или иные события окажут влияние на нашу жизнь, и насколько сильным оно окажется. Работник библиотеки Белла мечтает написать собственную книгу для детей, но вместо этого ей приходится осваивать азы садоводства, так как ее арендодатель угрожает расторгнуть с ней договор, если она не возьмет на себя труд по уходу за участком. А обратиться за помощью ей, вроде, и не к кому. По крайней мере, единственная реально существующая возможность представляется ей крайне неприятной. Но только - до определенного момента.

"Покидая Блэкпул" (Away) Дэвида Блэра также привлекает внимание к феномену случая в жизни человека: главный герой Джозеф приезжает в небольшой прибрежный городок, с которым его связывают счастливые моменты прошлого, когда каждый день был озарен присутствием ныне покойной жены. Однако его намерениям совершить прощальное путешествие и совершить самоубийство не суждено сбыться - он встречает девушку по имени Риа, сироту, находящуюся, как и Джозеф, на распутье. С одной стороны, у нее есть человек, который помог ей вернуться к нормальному существованию. С другой - он перестал сдерживаться и начал давать волю рукам. Знакомство двоих, не имеющих практически ничего общего, как оказалось, может сотворить чудеса. Но только в том случае, если каждый поймет, что рядом с ним - такой же человек, способный страдать, переживать, ошибаться и прощать.

Триллер "Туманные отношения" (A patch of fog) Майкла Леннокса показывает, каким образом приемлемое и допустимое быстро переходит в свою противоположность, как только один маленький психологический компонент - умысел - меняет свою сущность. Писатель Сэнди Даффи уже много лет не может завершить свою вторую книгу, работая без всякого удовольствия, чтобы обеспечить свое существование. И в попытке вытащить себя из трясины уныния и тоски он становится мелким вором, испытывая в момент краж зашкаливающие по силе эмоции от совершения противоправного поступка. Записи камеры, зафиксировавшей одну из его эскапад, никакой правоворядок на самом деле не поддерживают. В умелых руках они становятся предметом торга. В обмен на молчание охранник магазина Роберт предлагает Сэнди дружбу, на которую тот соглашается, не до конца понимая, что дружба, основанная на зависимости, легко может стать своей противоположностью.

Три женщины-режиссера - Шанайя Баттон ("Ни пуха, ни праха" / Burn burn burn), Хоуп Диксон Линч ("Наводнение" / The levelling) и Рэйчел Тьюннард ("Навыки взрослой жизни" / Adult life skills) сосредоточились в своих картинах на женских персонажах, каждая по-своему раскрывая современные проблемы представительниц слабого пола. Отчаяние, потеря близких, попытки преодолеть трудности и создать себя как личность, обретя стержень и смысл существования - вот главные задачи, которые не каждому по плечу, особенно в обществе торжествующего индивидуализма.

На фестивале нашлось место и комедиям. "Сиделка" (The carer) венгерского режиссера Яноша Эделеньи рассказывает трогательную историю знакомства актера на покое сэра Майкла Гиффорда и юной венгерской эмигрантки Доротеи Хорват, приехавшей в Великобританию для того, чтобы стать актрисой. По стечению обстоятельств она становится сиделкой актера, и порою нестерпимый характер сэра Майкла открывает Доротее глаза на взрослую жизнь, показывая, что всего надо добиваться упорным трудом, набивая собственные шишки и синяки. А присутствие рядом непосредственного молодого существа скрашивает будни сэра Джона, морально измотанного своими недугами.

Гений Шекспира, явленный во всей своей пронзительности в трагедии "Гамлет", снова дает зрителям пищу для размышлений, на этот раз в постановке манчестерского театра Royal Exchange. Если в прошлом году исполнением роли Гамлета в Великобритании отличились Бенедикт Камбербэтч (лондонский Барбикан) и Паапа Эссейду (стрэтфордская Королевская шекспировская компания), а в грядущем году нам предстоит увидеть в этом обличье Эндрю Скотта (лондонский театр Алмейда), то на этот раз роль Принца датского воплощена обладательницей премии BAFTA актрисой Максин Пик.

Документальное кино представлено на фестивале рядом картин, причем каждая по-своему раскрывает не только объект своего пристального внимания, но и позволяет получить панорамный обзор столь разных эпох, уместившихся во второй половине XX века и начале XXI.

"66 дней Бобби Сэндса" (Bobby Sands: 66 days) Брэндана Бирна рассказывают о событиях, получивших название "Ирландская голодовка 1981 года". Тогда Бобби Сэндс, член Ирландской республиканской армии, заключенный под стражу британскими властями, объявил голодовку, требуя вернуть ему особый статус (special category status), который был присвоен тем, кто участвовал в конфликте в Северной Ирландии, продолжавшемся более 30 лет и закончившемся только в 1998-м подписанием Белфастских соглашений. Его протест длился 66 дней и привлек внимание широкой общественности как к политической составляющей конфликта, так и к осознанию невозможности его далее игнорировать, став значимым событием современной ирландской истории. В 2008 году на основе этих событий, закончившихся смертью десяти заключенных, режиссером Стивом МакКуином был снят художественный фильм "Голод" (Hunger) с Майклом Фассбендером в главной роли.

50-летний юбилей победы национальной сборной Англии на чемпионате мира по футболу в 1966 году под предводительством легендарного Бобби Мура не мог остаться без внимания документалистов. Документальная лента Рона Скальпелло "Бобби" (Bobby) повествует о футбольной карьере, жизни капитана сборной и о его личном подвиге. В 1964 году, за два года до чемпионата, у него был диагностирован рак, в том же году была проведена болезненная операция, после которой он сумел восстановиться в кратчайшие сроки и стать деятельным участником одной из самых радостных побед в истории английского футбола. После окончания футбольной карьеры его снова начали преследовать проблемы со здоровьем и неурядицы в личной жизни. Бобби Мур скончался 24 февраля 1993 года в возрасте 51 года, продолжая работать до самого конца - последний матч, который ему довелось комментировать, Англия - Сан-Марино, состоялся все на том же легендарном стадионе Уэмбли за семь дней до его смерти.

Еще одним знаковым событием станет показ фильма режиссера Мэта Уайткросса и продюсера Азифа Кападии Supersonic о чрезвычайно популярной в 90-е годы британской музыкальной группе Oasis, чей феномен и значительная часть совместного творчества братьев-бунтарей Галлахеров как нельзя лучше передавали атмосферу тревожного затишья перед бурей, которым стала фундаментальная трансформация западного общества под влиянием новых технологий.

Также вниманию зрителей будут представлены: лента "Исповедь" (The confession) Ашиша Гадиали о Моаззамме Бегге, проведшем два года в лагере Гуантанамо по подозрению в причастности к деятельности Аль-Каиды, и фильм "Кислый виноград" (Sour grapes) Рубена Атласа и Джерри Ротвелла о том, что в виноделии, как и в любой другой области, приносящей сверхдоходы, неизбежно появляются авантюристы, которым ловко удается усыпить внимание профессионального сообщества и обвести вокруг пальца ключевых его представителей. 

Добавьте RG.RU 
в избранные источники