Во многом благодаря этому празднику сообщество владельцев ретротехники в Екатеринбурге растет и пополняется новыми участниками. Если десять лет назад старая гвардия владельцев ретроавтомобилей плохо представляла, что будет с их машинами, которым они вернули жизнь, то теперь есть молодое поколение увлеченных людей, готовых тратить на общую идею время и средства.
Результатом стало появление в области сразу нескольких автомобильных музеев. При этом фестиваль "Российской газеты" остается наиболее крупной открытой встречей, которая собирает любителей ретротехники вне зависимости от опыта, социального статуса и количества машин. Сюда приезжают участники не только из городов Свердловской области, но и из Курганской, Тюменской, Омской, Челябинской областей.
В этом году фестиваль прошел на новой площадке у Дворца игровых видов спорта. Коллекционеры представили публике почти сотню автомобилей и мотоциклов всех времен от начала прошлого столетия до наших дней.
Особое внимание зрителей привлекли новые экземпляры из коллекции отца и сына Скоробогатых - Анатолия и Константина. Редчайший трицикл-самоходка Kelsey Motorette 1909 года был когда-то альтернативой полноценным автомобилям, но быстро сошел с дистанции и уступил место первым моделям фордовского завода. Самоходных повозок этой марки было выпущено всего около двухсот, а сейчас, как говорят владельцы уникальной машины, во всем мире осталось не больше пяти штук.
Свой Chevrolet Corvette Константин Скоробогатых называет машиной мечты. На фестивале градус внимания вокруг алого красавца зашкаливал. Неудивительно, что Corvette получил диплом "Российской газеты" в номинации "Дебют фестиваля".
Анастасия Тюрина, представитель клуба "Авторетро" имени Анатолия Волкова, несколько лет занимается организацией встреч "авторетровцев" в Екатеринбурге. А еще она давно стала постоянным ведущим фестиваля "Российской газеты". Анастасия - владелец сохранившегося практически в оригинале мотоцикла "Ява" и "Жигулей" первой модели, поэтому все боли и радости коллекционеров ей хорошо знакомы.
- Фестиваль "Российской газеты" - единственная площадка, куда могут приехать хозяева интересных автомобилей, пусть даже машины порой сложно отнести к категории "ретро", но они редкие, необычные, по-своему уникальные. Само собой, наш клуб в первую очередь поддерживает тех, кто сохраняет оригинальные автомобили и мотоциклы, поскольку это часть истории. Но ценность фестиваля, который проводит газета, именно в его массовости и масштабности. Поэтому у большинства коллекционеров 12 июня - день занят, почти никто не уезжает на праздники, все готовятся к фестивалю.
Это подтверждает и руководитель екатеринбургского мотоклуба ЗКС Александр Мясников. Клуб занимается реставрацией и восстановлением мотоциклов и автомобилей. Главная сфера интересов - транспорт специальных служб: милиции, скорой помощи, пожарных. ЗКС - еще одни верные друзья фестиваля "Российской газеты". В 2017 году они представили на нем серию милицейской техники.
- Такие автомобили организации не продавали частным владельцам, а списывали, - рассказывает Александр Мясников. - Поэтому разыскать эти машины намного сложнее, чем обычные. Неудивительно, что наши экспонаты востребованы автомобильными музеями, которые стали появляться во многих городах страны. В фестивале 12 июня стараемся участвовать, чтобы как можно больше людей познакомились с историей автомобилей.
Фестиваль "Российской газеты" впервые прошел в 2008 году. Инициатором и идейным вдохновителем праздника стал бывалый спортсмен-мотоциклист, руководитель секции ретро при свердловском отделении Федерации автоспорта Анатолий Волков. Он пришел в уральский филиал "РГ" с предложением возродить традицию парадов ретро-автомобилей, проходивших по инициативе журналиста газеты "Вечерний Свердловск" Валентина Зайцева с 1969 года практически до конца девяностых.
На первый фестиваль "Российской газеты", состоявшийся рядом с Дворцом молодежи, приехало около тридцати единиц техники. Теперь количество машин на празднике стабильно превышает сотню. Магическое обаяние старинных авто ежегодно притягивает по нескольку тысяч посетителей, несмотря на то что в День России праздничные акции проходят едва ли не на каждой улице.
В 2009 году в рамках фестиваля отмечалось 80-летие мотоцикла "Ява". Почетным гостем праздника стал консул Чешской Республики, а зрители увидели богатую коллекцию знаменитых мотоциклов. В 2010-м участники отпраздновали сорокалетие выпуска легендарных "Жигулей". Специальная экспозиция выставки представила почти два десятка автомобилей этой марки разных лет и степеней сохранности.
К сожалению, Анатолия Волкова с нами уже нет, но его задумка стала своего рода "мостиком" между поколениями автолюбителей. Если сорок лет назад в Свердловске поисками старых машин, автозапчастей к ним, специальной литературы централизованно занималась секция авторетро при Всероссийском добровольном обществе автолюбителей, то сегодня сообщество "авторетровцев" включает неформальные клубамы, лидеры которых берут на себя организацию городских мероприятий. Активисты городского ретросообщества проводят около десятка выездов в год. Это и День "Копейки", и День "21-й Волги", и обязательная экспозиция в День города.
Более того, в Екатеринбурге действует минимум три музея ретротехники. Все частные. Яков Кузнецов открыл уникальный музей мотоциклов прямо в своем автосервисе. Основа коллекции - советские и немецкие "старички" времен Второй мировой. В музее клуба ETS Classic Cars на улице Реактивной владельцы раритетных автомобилей, мотоциклов и даже велосипедов наконец-то смогли исполнить свою мечту и показать бережно сохраненную технику публике. Музей находится на территории оптовой базы, но здесь у машин есть крыша над головой и хороший уход. Это позволяет продлить годы жизни железных раритетов. Немало машин екатеринбургские коллекционеры передали в автомобильный музей УГМК в Верхней Пышме.
На фестиваль "Российской газеты" все музеи привозят свои экспонаты. Теперь это отличная возможность рассказать о себе людям. Само собой, проводить городское мероприятие и участвовать в нем - задача хлопотная. Но усталость и напряжение куда-то деваются, когда видишь, с каким восторгом рассматривают железных "динозавров" дети, слышишь, как бабушки и дедушки рассказывают внукам о временах, когда элитные "Чайки" и бюджетные "Запорожцы" еще не были историей.