В Москве открылось Всероссийское совещание работников дополнительного образования, где собрались более 400 педагогов из всех регионов, где обсуждаются эти вопросы. Главный: как получилось, что организация любого выхода учеников за пределы школы превращается для педагогов едва ли не в экстрим?
Доходит до абсурда. Чтобы педагог сводил детей в поход с категорией сложности или в многодневный, надо собрать 57 документов! Выездная экскурсия на поезде - сплошная головная боль для учителя. На каждые 10 учеников должен быть один взрослый, если едут больше 30 детей - обязательно приглашай в поездку медика. Питание - только горячее в ресторане ( в автобусе, к слову, питание вообще запрещено). Все дети должны иметь заверенные справки о состоянии здоровья... Это далеко не полный список.
По правилам, к туристическому походу могут допускаться только здоровые дети. Таких в школе не больше 10 процентов. Остальных что, ни в походы, ни на выездные экскурсии не брать?
Провести экскурсию разрешается только во внеучебное время. А если хочешь ее внести в учебный план и куда-то поехать-пойти во время занятий, надо в сентябре начать оформление бумаг и получить лицензию на эккурсионную программу. Допустим, дети идут по туристической тропе в лесу. Раз занятие включено в учебный план, надо лицензировать... лесной массив! Кажется смешным? А школам и досуговым центрам не до смеха. В Белгородской области за отсутствие "лицензии на лес" школам выписаны штрафы на 170 тысяч рублей!
- Соответствовать всем этим нормативным документам в реальной жизни не просто сложно, а невозможно, - уверен председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.
Чтобы лагерь отдыха для подростков получил лицензию на оказание медпомощи, требуется иметь... весы для новорожденных. Зачем? Непонятно. Но есть единые требования к медкабинетам и выполнять их приходится.
- Стоят такие весы 26 тысяч рублей, - уточнил Дмитрий Морозов.
Учителей научили оказывать первую помощь, но самое удивительное, что они по закону... не могут оказывать ее ученикам. В том числе в походе или во время экскурсий. Квалифицированное медсопровождение стоит от 1700 рублей в час, причем врачи готовы работать только днем.
С 1 января 2018 года в силу должно вступить постановление о том, что детей можно перевозить только на автобусах не старше 10 лет. В таком случае многие центры отдыха и лагеря придется закрыть: у большинства старый автобусный парк. А если новые машины и есть, то их единицы. Один автобус стоит 20-30 млн рублей. Где лагерям взять деньги на обновление парка?
Принятие этого постановления уже несколько раз откладывали, но будет ли так же и сейчас - неизвестно. В Тульской области из-за транспортных требований уже на 30 процентов упало количество массовых посещений концертов, спектаклей, выставок. Директора школ отказываются от групповых поездок.
- У нас в городе, например, только две фирмы имеют новый транспорт, который соответствует правилам. Если уж мы установили такие жесткие рамки, то пусть государство поможет приобрести новые автобусы. Требования для походов и экскурсий - избыточные. Если я, к примеру, иду в поход на воде, то должна три раза в день звонить в МЧС и отчитываться, где нахожусь.А связи нет и что делать? Требования должны быть разумными. Иначе ни один педагог не станет брать на себя ответственность и дальше школьного двора детей не поведет. - говорит Елена Левшина, абсолютный победитель Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования - 2017.
У всех на памяти трагедия на Сямозере, когда из-за разгильдяйства взрослых погибли дети. После этого случая в требованиях к организации палаточного лагеря появилось обязательное наличие лицензии. Допустим, такой летний лагерь собирается открыть школа в Крыму или в Краснодарском крае. Чтобы дети из профильного лагеря пошли в поход, требуется заполнить акт на 11 листах и ответить на 200 вопросов: как кварцуется территория, где живут дети, каковы условия для санитарной обработки посуды и санобработки тех людей, которые будут работать в лагере.
Трагедия на Сямозере обострила еще одну проблему: дети, которые путешествуют на воде, обязательно должны иметь спасательные жилеты. Но требования к ним устарели лет на тридцать. Один из директоров лагерей купил новые, современные. Против него возбудили уголовное дело.
Жечь в лесу сухостой, деревья, поваленные буреломом, нельзя. Можно брать для костра ветки и пни. Получается, если непогода застала в лесу, сиди и мерзни? Разве под силу детскому отряду выкорчевать пень?
В закон о туристической деятельности предлагается внести понятие "экстремальный туризм". Но формулировки такие расплывчатые, что под них может попасть любой простенький поход между двумя деревнями или туристическое соревнование.
Что делать? Эксперты считают: как минимум, нужны четкие инструкции, собранные в одном небольшом документе, которые утверждает не конкретное министерство, а правительство. Безопасность детей - важнейшее дело, но 57 справок - все же чересчур.
Между тем
По данным отдела пропаганды Госавтоинспекции России, только за три квартала этого года было организовано более 360 тысяч детских перевозок. Из них около 14 тысяч с сопровождением автомобилями ДПС. Имеются в виду те, в которых участвовало три и более автобусов. Аварий при таких организованных перевозках - единицы.
Впрочем, некоторые несознательные родители стараются обойти установленные требования к организованной перевозке детей. Как сообщила "РГ" заместитель председателя общественного совета минтранса Наталья Агре, очень много было негативных откликов от родителей о том, что слишком сложные требования выставили транспортным компаниям на перевозку детей. Так, автобус должен быть не старше 10 лет, оборудован тахографом и пройти техосмотр на предприятии, которое выпускает его в рейс. Водитель должен быть опытным, со стажем не менее трех лет. У него не должно быть проблем с законодательством. То есть он в течение года не совершил правонарушений на дороге, и в его отношении нет административных дел.
Подготовил Владимир Баршев
Удивительная ситуация наблюдается в самом музейном городе страны: если раньше у петербургских школьников были экскурсии каждый месяц, а многие учебные заведения даже ставили в расписание отдельные "музейные" дни, то теперь дети никуда не ездят.
Почему? Надо за 10 дней до поездки найти нужный автобус и водителя. Причем сама школа заниматься поисками не имеет права, а подает в ГИБДД заявку - не на перевозку детей, а на экскурсионное обслуживание. Последнее - забота турфирм, они играют роль посредников: обращаются в транспортную компанию и заказывают нужный автобус.
- В школе не знают, в какую компанию обратилась турфирма, какие у нее автобусы. И если выяснится, что у компании есть проблемы, то экскурсия просто сорвется, - говорит Ольга Скуратовская, председатель Ассоциации классных руководителей Петербурга.
Получается, что вся работа по оформлению документов, по изменениям в учебном плане пойдет насмарку: в школе никак не смогут повлиять на ситуацию.
- За десять дней нужно прописать номер конкретной машины и полные данные водителя, - говорит директор одной из крупных транспортных компаний Андрей Козырев. - Но если водитель простудился перед поездкой, то предрейсовый осмотр он не пройдет, значит, с детьми не поедет. И никто его подменить просто так не сможет, нужно заново подавать все документы в ГИБДД. То же самое с автобусом.
Практика, по словам эксперта, такова, что даже если во время экскурсии происходит авария или поломка автобуса, транспортная компания не имеет права отправить другой. Поэтому бывает, что дети возвращаются домой пешком. Штрафы за нарушение правил перевозки детей серьезные: максимальное взыскание - до 200 тысяч рублей. Поэтому транспортным компаниям невыгодно связываться с детскими группами.
По оценкам Светланы Ивановой, председателя правления содружества гидов и перевозчиков Петербурга, за последний год количество школьных экскурсий в городе упало в два раза.
Вера Черенева, Санкт-Петербург