Орел и Кострома оказались под угрозой мусорного коллапса

В 2018 году регионы перейдут на новые правила работы с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Каждая область обязана утвердить территориальную схему размещения и утилизации мусора, а также определить регионального оператора. Переход далеко не везде проходит гладко. Порой чиновники бездействуют, а горы мусора растут. Почему так происходит, выясняли корреспонденты "РГ".

Убирать некому

Если раньше жалобы на коммунальщиков и несанкционированные свалки в Орле исчислялись десятками, то сейчас счет пошел на сотни. Из дворов многоквартирных домов (МКД) не вывозят твердые коммунальные отходы (ТКО). Причина - внезапный уход одной из крупнейших фирм. Власти пытались решить проблему силами муниципального предприятия, но оно - на грани банкротства.

- Мы стараемся привлечь другие организации и индивидуальных предпринимателей, - сообщил первый замглавы администрации Орла Олег Минкин. - Планируем, что до конца года проблема будет решена. Но в связи с уходом крупнейшего на рынке игрока пришлось ввести переходный период.

Сити-менеджер Александр Муромский отметил, что ушедшая компания вывозила около 70 процентов отходов. Считалось, что она может стать региональным оператором по обращению с отходами. Серьезных конкурентов у нее по большому счету не было. А пока мэрия создала специальную рабочую группу - "до стабилизации ситуации с вывозом мусора".

- Члены группы собираются в администрации каждое утро в 7.30 для анализа и координации действий, - пояснил Александр Муромский. - Для них подготовлена форма ежедневного отчета по результатам мониторинга на подведомственных территориях.

Прокурорские проверки показали, что в муниципальных образованиях чиновники самоустранились от решения "мусорных" проблем.

Как сообщили в прокуратуре Орловской области, в текущем году в сфере обращения с ТКО выявлено 143 нарушения. По протестам ведомства отменено и изменено 20 правовых актов. А еще прокуроры выиграли девять исков у администраций городов и районов, которые перестали заниматься уборкой мусора.

В большинстве районов у властей нет разрешительных документов на полигоны и свалки, которые до сих пор считались легальными. Кто, когда и почему их потерял или не оформил, еще предстоит выяснить. Всего в регионе насчитывается 15 полигонов и свалок ТКО. Все были введены в эксплуатацию в 1960-1970-е годы. Разрешительные документы имеются только на два объекта. Не случайно по искам прокуратуры суды уже запретили эксплуатацию муниципальных свалок в восьми районах.

В судах чиновники выясняют отношения и между собой. Не могут определиться, к чьим полномочиям относится организация сбора и утилизации мусора - области или муниципалитета? Закон гласит, что отвечать должны и те и другие.

В большинстве районов у администраций нет разрешительных документов на полигоны и свалки, которые до сих пор считались легальными

- Горожанам и нам, депутатам, все равно, как будет называться компания по вывозу мусора, - говорит вице-спикер Орловского горсовета Владимир Негин. - Людям нужно только, чтобы мусор убирали вовремя и полностью.

Прокуратура пытается понудить чиновников привести свалки в надлежащее состояние. Например, обязывает их выполнить рекультивацию. Но это лишь полумеры. Необходимы заводы по сортировке и переработке отходов. В Орле действует только построенный в 1973 году полигон.

- Инвентаризация показала, что при соблюдении технологических условий полигон может эксплуатироваться еще 30 лет, - пояснил мэр Орла Василий Новиков. - Но в любом случае предстоит решить вопрос его включения в госреестр объектов размещения отходов.

Строительство нового полигона отложено на неопределенный срок. А территориальная схема обращения с ТКО, утвержденная в прошлом году, нуждается в доработке. Она предусматривает размещение отходов только на полигонах в городе Ливны и поселке Верховье. Это сделает отходы "золотыми": оператору придется обзавестись огромным парком спецтехники и нести большие транспортные расходы. Покрыть их можно только за счет роста тарифов. Но власти уже пообещали орловцам, что повышения цен не будет. А главное, мощности двух полигонов не хватит.

В последнее время суды все чаще выносят решения о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления. В десятках населенных пунктов нет ни контейнеров для сбора мусора, ни площадок под них. Хотя это прямая обязанность местных властей. Вместо этого чиновники ждут, что придет инвестор.

Карта не легла

Предложение о корректировке территориальной схемы обращения с отходами направили в администрацию Костромской области активисты местного отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ). Этот документ должен был упорядочить все мусорные потоки в регионе и способствовать прекращению образования несанкционированных свалок. Однако выяснилось, что заявленные цели не выполняются.

Недовольство общественников вызвал тот факт, что при создании территориальной схемы контракт на два миллиона рублей власти заключили с единственным участником открытого конкурса, являющегося собственником автоматизированного мусоросортировочного комплекса в Костроме. Представители департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, департамента ТЭК и ЖКХ, управления Росприроднадзора подписали заключение о соответствии оказанных услуг условиям контракта. Но эксперты ОНФ установили, что в территориальной схеме содержатся необъективные данные: отходы измеряются в кубометрах, а не в тоннах, что может искажать их реальное количество.

- Кроме того, отсутствуют важные сведения о действующих полигонах, в том числе их проектные и остаточные мощности. В результате, например, в качестве объекта захоронения отходов из Костромы и Костромского района указана свалка у деревни Холм, хотя она предназначена только для промышленных отходов, - сообщили в ОНФ.

В Костроме не осталось ни одного пригодного полигона для складирования ТБО

Общественники обратили внимание властей и на отставание в действующей "дорожной карте". Например, к концу 2016 года в Костромской области было запланировано строительство нового полигона мощностью до 150 тысяч тонн. Его хотели разместить на территории Подольского сельского поселения Красносельского района. Однако на публичных слушаниях в декабре 2015 года жители высказались против, и инвестору пришлось отказаться от своих планов.

После того как главную городскую свалку "Семенково" близ Костромы закрыли по суду из-за экологических нарушений, у областного центра не осталось ни одного пригодного полигона для складирования ТБО. Мусор начали вывозить на свалку промышленных отходов "Холм", что вызвало претензии Роспотребнадзора.

В 2017 году на всех действующих полигонах области должно было появиться весовое оборудование и сеть мусороперегрузочных станций, а в декабре должен был стартовать конкурс по выбору регионального оператора. Однако на деле выяснилось, что проведение конкурса откладывается, поскольку фирмы, желающие принять в нем участие, до сих пор не имеют возможности ознакомиться с информацией о тарифах, которые будут действовать.

Претензии к ходу реализации региональной инвестиционной программы по утилизации ТБО высказали и депутаты гордумы. Они отметили, что с 1 сентября 2016 года потребители Костромы вынуждены платить повышенный в два с половиной раза тариф за утилизацию мусора, в который включена так называемая "инвестиционная составляющая", связанная с появлением мусороперерабатывающего завода. По данным природоохранной прокуратуры, предприятие не смогло достичь заявленной эффективности по объемам переработанных отходов.

В мэрии сообщили, что после неудачи в Красносельском районе новый мусорный полигон планируют построить у деревни Кузьмищи Костромского района. Однако природоохранная и транспортная прокуратуры заявили о недопустимости появления комплекса в этом месте - слишком близко к аэропорту Сокеркино. Ожидается, что общественные слушания по поводу строительства нового полигона пройдут 22 декабря.

А как у соседей

Жители городов Кинешмы, Вичуги, Шуи и Тейково Ивановской области направили открытое письмо врио губернатора Станиславу Воскресенскому с просьбой отменить введенную с 1 июля 2017 года систему обращения с твердыми коммунальными отходами. "Новая система сбора мусора искусственно создает монополию в сфере обращения с ТКО, - говорится в нем. - Результат не заставил себя ждать: стоимость услуг в среднем по области сразу выросла в два-три раза. При этом качество услуг упало. Из-за непродуманной налоговой схемы реализации реформы все жители области стали плательщиками НДС. Новая система серьезно ударила по малому бизнесу и муниципальным предприятиям, работавшим в этой сфере до 1 июля. Тем, кто еще держится на рынке, предложены экономически невозможные условия работы. Получая по 492 рубля за каждую тонну собранных отходов, региональный оператор отдает субподрядчикам, тем, кто долгие годы работал и продолжает работать в этой сфере, только 216 рублей. Новая система породила большое число фирм-посредников, в карманах которых оседает, по нашим данным, не менее половины собранных с населения денег. Жителей области принуждают платить за услугу по нескольку раз: как зарегистрированных на данной жилплощади и как владельцев жилья, даже если в нем никто не проживает". Общественники предложили свой вариант решения проблемы, заявив, что вопросами сбора и переработки мусора в каждом муниципалитете должны заниматься органы местного самоуправления.

Недавно Станислав Воскресенский обсудил ход реформы в сфере обращения с ТКО с главами муниципальных образований. На этой встрече глава города Иваново Владимир Шарыпов сообщил, что видит проблему в отсутствии четкого разграничения ответственности за уборку контейнерных площадок, возле которых нередко образуются навалы в виде веток и другого вида мусора. Глава Ивановского района Сергей Низов, в свою очередь, добавил, что необходимо решить вопрос с четким соблюдением графика вывоза ТКО, пересмотреть частоту вывоза в частном секторе.

В ближайшее время в регионе пройдет общественное обсуждение реформы на площадке Общероссийского народного фронта, по результатам которого общественники совместно со всеми заинтересованными сторонами сформируют перечень проблемных вопросов и варианты их решения. А глава региона заверил, что выход из ситуации будет найден в ближайшее время.