Росавиация дала рекомендации перевозчикам по безопасности полетов

После первых выводов Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о причинах крушения Ан-148 Росавиации дала рекомендации перевозчикам по безопасности полетов в зимнее время. Они содержат данные об авиационных эпизодах в период снегопадов в московском авиаузле 4-5 февраля 2018 года.

Но случаи, описанные там, совпадают с событиями, которые произошли в прошлое воскресенье в Раменском районе Домодедово.

Данные параметрического самописца Ан-148 показали, что катастрофа могла быть связана с неверными данными о скорости полета из-за обледенения всех приемников полного давления (ППД), которые передают информацию скорости полета. Они обледенели из-за того, что была отключена система их обогрева.

Почему ППД так важны в полете? Если в машине сломается датчик скорости, то автомобилист сможет ориентироваться по тому, как проносится пейзаж за его окном. В небе нет земных ориентиров и ощущение скорости совсем другое. А вот сама скорость может сыграть драматическую роль, отмечают эксперты. Конструкция самолета рассчитана на определенные перегрузки. Их учитывают при разработке бортов. И, конечно, строят самолеты с внушительным запасом прочности, но если нет точных данных по скорости и давлению, то экипаж может и не догадаться, что этот запас прочности исчерпан. Например, на взлете самолет испытывает большое давление, и если скорость самолета зашкаливает, то конструкция может просто не выдержать и треснуть.

Безусловно, борт не разорвет от перепадов давления, как это бы произошло на большой высоте, но вот самолет может потерять управление. При этом пилоты до последнего могут и не знать, что ситуация вышла из-под контроля. Поэтому в Росавиации обращают внимание перевозчиков на качество подготовки летного поля к приему и выпуску воздушных судов и на эффективность оценки рисков выполнения полетов в условиях опасных погодных аномалий (сильный ливневый снег или дождь). Увы, авиакомпании мало внимания уделяют тому, что за бортом. И это часто становится одной из причин авиационных происшествий и инцидентов, считают в ведомстве.

Если в машине сломается датчик скорости, то можно ориентироваться по пейзажу за окном, в небе - нельзя

Свою роль погода сыграла и в катастрофе с Ан-148. Окончательных выводов о причинах аварии пока нет. Но как только они будут сделаны, согласно международным требованиям для перевозчиков, которые эксплуатируют этот вид самолета, издадут рекомендации, которые в дальнейшем исключат повторения событий 11 февраля.

Кстати, ряд отечественных производителей уже поспешил заявить о том, что уделяет особое внимание обогреву датчиков системы воздушных сигналов. Так, на Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) он включается автоматически при запуске одного из двигателей на земле. Ситуация с полной потерей индикации скорости на продолжительное время на SSJ-100 конструктивно невозможна, утверждают в компании.