Триумфатором премии стала картина "Нелюбовь" Андрея Звягинцева. Для нее, получившей награды в четырех номинациях (лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая операторская работа - Михаил Кричман, и лучшая музыка - Евгений Гальперин) "Золотая арка" стала и "Оскаром", и "Никой" одновременно. Как на "Нике" в этом году случился триумф "Аритмии", так на "Золотой арке" - "Нелюбви". И те критики, которые возмущались по поводу того, что "Ника" "прокатила" "Нелюбовь", не отдав картине Андрея Звягинцева ни одного приза, слегка успокоились - все встало на свои места.
Кстати, о критиках. Они на этой премии - главные люди. "РГ", анонсируя премию, которую, кстати возглавляет известный кинодраматург Рустам Ибрагимбеков - в этом году он председатель жюри нашего онлайн-фестиваля "Дубль Дв@", писала о том, что номинантов и победителей в ней определяет жюри из 24 международных киноведов и кинокритиков, членов ФИПРЕССИ, Европейской киноакадемии, ведущих специалистов по европейскому и азиатскому кино. Предыстория такова, что в ноябре прошлого года на Санкт-Петербургском культурном форуме работал коллоквиум ФИПРЕССИ - первый за долгое время в нашей стране. Он проходил в рамках секции "Кино", главным организатором в российской стороны был известный киновед Андрей Плахов, и уже тогда некоторые участники коллоквиума были приглашены оценивать работы на будущей кинопремии. Более того, за несколько часов до начала церемонии в Москве состоялся круглый стол "Территория новых смыслов: актуальное, локальное, универсальное в кинематографе Восточной Европы и Западной Азии". Модератором также был Андрей Плахов - арт-директор премии "Восток-Запад. Золотая арка”. 24 критика отсматривали и оценивали 32 картины из разных стран, вошедшие в лонг-лист "Золотой арки". И вынесли свой вердикт, который отличается от тех, что выносит сообщество профессиональных кинематографистов.
После того, как собравшиеся почтили память режиссера Милоша Формана, вспомнив его выдающиеся работы, началось вручение наград. И самым удивительным было то, что выделили кинокритики, в основном, российское кино. Хотя в номинациях были представлены и замечательные зарубежные фильмы. Два главных приза премии, правда, присудили зарубежным коллегам. Награду "За вклад в кинематограф" получил большой друг нашей страны и прекрасный кинорежиссер Кшиштоф Занусси. А приз "Звезда Евразии" вручили изумительной сербской актрисе Мирьяне Каранович. Достаточно назвать фильмы Эмира Кустурицы "Жизнь как чудо" и "Андеграунд" - зритель сразу вспомнит ее самыми добрыми словами. Кстати, одна из последних работ Мирьяны - в фильме "Реквием по госпоже Ю", одним из продюсеров которой стал Александр Роднянский.
Приз лучшему художнику-постановщику вручал кинокритик Антон Долин, который говорил, цитируя писателя Сорокина, о том, как важно уметь создать свой особый мир. Собравшиеся были практически уверены, что награду получит Ирина Очина, создавшая мир картины Рустама Хамдамова "Мешок без дна". Однако награда отошла менее известному в России фильму "Ноябрь" режиссера Райнера Сарнета.
Наталья Мещанинова получала в этом году "Нику" за сценарий к фильму "Аритмия". Однако, сценарий они писали вдвоем с режиссером Борисом Хлебниковым. Теперь в копилке "Аритмии" есть приз за лучший сценарий и на "Золотой арке". "Сценарная" номинация была единственная, где определились два фильма- победителя. Ильдико Эньеди - сценарист и режиссер картины "О теле и душе" (фильм - номинат на "Оскар", победитель "Берлинале" прошлого года) получил второй приз.
Что касается Михаила Кричмана, получившего награду за лучшую операторскую работу ("Нелюбовь"), Дарьи Жовнер - лучшая женская роль ("Теснота") и Евгения Гальперина - лучшая музыка ("Нелюбовь"), тот тут можно говорить о том, что "награды нашли героев". Потому что ни на "Золотом орле", ни на "Нике" эти таланты не стали лауреатами, хотя их имена и присутствовали в номинациях. Зато полное совпадение "Золотой арки" с "Золотым орлом" в признании Андрея Звягинцева лучшим режиссером. Его самого на церемонии, увы, не было. Приз получал продюсер картины Александр Роднянский, который подчеркнул, что секрет таланта Звягинцева - в бескопромисности режиссера и в том, что он не делегирует свои полномочия другим.
Вручал же награду за режиссёрский труд Константин Хабенский. Теперь не только актер, но и режиссер-дебютант. В мае выйдет его фильм "Собибор", на который он долго приглашал со сцены всех присутствующих. "Золотую арку" как исполнитель лучшей мужской роли получил румынский актер Богдан Думитраке. Алексей Серебряков за игру в картине "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов" назван исполнителем лучшей мужской роли второго плана. А лауреатом в номинации лучшая женская роль второго плана стала Ольга Драгунова - за работу в фильме Кантемира Балагова "Теснота", где она сыграла мать главной героини.
По четыре номинации на "Золотой арке" были у "Вестерна" Валески Гризебах (Болгария, Германия, Австрия) и "Фокстрота" Самуэля Маоза (Израиль). Однако, лауреатами эти довольно сильные картины не стали. Тем не менее - "Вестерн" можно было посмотреть на спецпоказе, который строили организаторы "Золотой арки". А "Фокстрот" вскоре выходит в российский прокат - так что зрители оценят его сами.
Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента по культурному сотрудничеству, вручая спецприз, говорил со сцены о том, что "сегодня, когда Восток и Запад сталкиваются почти в военном противостоянии, эта премия доказывает, что все может быть по другому. Арка предполагает диалог".
А еще одна хорошая новость в том, что премией "Восток-Запад. Золотая арка” заинтересовалась Европейская киноакадемия. В этом году она дала добрые напутствия и надежду, что, возможно в будущем станет партнером. О конкуренции речь не идет.