Библиотека им. Н.А. Некрасова, SMART-библиотека (Центральная библиотека No 197 им. А.А. Ахматовой), изобретательское бюро "Изобрюло" и национальный технологический университет МИСИС открыли проект "Старший класс". Библиотека Некрасова искала учеников и предоставляла площадку, МИСИС также предоставил площадку для занятий и производства, где обычно занимаются только студенты, библиотека Ахматовой стала платформой для работы с 3D-печатью, а "Изобрюло" отвечало за контент и его реализацию.
"Проект "Старший класс" - независимая частно-государственная инициатива, - рассказал "РГ" Илья Соболь, основатель "Изобрюло". - Я предприниматель и долго думал над социально-ответственным проектом".
В проекте были заняты восемь учеников. Всем им чуть больше 55, а самому старшему 70. Почти у всех высшее техническое образование. Хотя это не было главным требованием к участникам.
Им предлагалось пройти другой экзамен - прислать скриншот с экрана собственного компьютера. Так преподаватель мог выяснить, действительно ли ученики умеют пользоваться компьютером. Сначала для соискателей хотели даже проводить скайп-собеседование, но потом процесс поступления упростили. Задачи обучать много людей не было, хотя заявок пришло более 20. Как говорят организаторы проекта, в начале нет смысла "гнаться" за количеством. Кроме того, у проекта будет продолжение.
На обучение выделили 12 часов - четыре блока по три часа. После первых двух часов участники уже смогли создать свои первые 3D-модели: инициалы - первые буквы имени и отчества. "На первом этапе обучения любые сложности могут демотивировать, ученик может быстро потерять интерес, - продолжает Илья Соболь. - Поэтому главное сделать так, чтобы первые результаты появились максимально быстро. А, как известно, чем быстрее получаешь результат, тем интереснее становится процесс обучения". Хотя теорию - интерфейс и логику программы - студентам рассказали также весьма подробно.
Как говорит Илья, сказать, что у участников что-то не получалось, потому что их возраст "серебряный", нельзя. У его подопечных были те же проблемы, что и у студентов МИСИСа, и у любого человека, у которого не всегда развито пространственное мышление, а именно, ориентация в трехмерном виртуальном пространстве. Мир трехмерный, но мы не видим ни один предмет сразу со всех сторон.
В финале ученикам дали более сложное задание - спроектировать объекты города будущего, в котором не ходят пешком, а летают. Вера Комылятова (59 лет) создала проект детского сада в городе будущего, а Ирина Крикун (57 лет) - проект транспортного средства.
Кто-то пошел дальше: один из участников придумал шкаф для хостела, который также напечатает на 3D-принтере. Кроме того, среди идей были и держатель для видеокамеры, и линейка ювелирных украшений, также напечатанных с помощью современных технологий. Эти объекты ученики будут проектировать дома на компьютере: все необходимые навыки они уже имеют.
Увидеть, что получилось, можно в Библиотеке им. Ахматовой - там в конце августа открылась выставка объектов, которые создавали участники проекта "Старший класс". Кстати, в Библиотеке им. Ахматовой объекты напечатали: у них есть 3D-принтер, что может кому-то показаться неожиданным. Но сегодня библиотеки активно уходят от стереотипа, что они - просто пыльные книгохранилища, теперь это места для досуга, для реализации любых творческих идей. И в них теперь открываются курсы для людей "серебряного" возраста.
"Умение генерировать интересные идеи и работать с программами не зависит от возраста, а 3D-принтеру все равно, сколько лет человеку, который нажмет на нем кнопку "Старт", - считает Илья Соболь. - Мы уверены, что люди старшего поколения способны освоить современные технологии 3D-моделирования и 3D-печати, которые помогут развить творческий образ мышления".
Как признаются участники, проект уже изменил их жизнь. "Когда я оставлю постоянную работу, у меня появится много свободного времени, и, конечно, его нужно будет чем-нибудь занимать, - говорит участница мастер-класса Галина Журдан (67 лет), экономист, преподаватель МосГУ. - Я ищу какой-то вид деятельности, который бы мне нравился и позволял дополнительно зарабатывать. Например, я интересуюсь работой с социальными сетями и блогингом, но это мне уже относительно знакомо, а сейчас захотелось попробовать себя в чем-то совсем новом, и я выбрала 3D-моделирование".