Тина (Ева Меландер) - трудится на таможенном посту в Швеции, охраняя родину IKEA от подростков с алкоголем, а также подозрительных мужчин. Помогает ей по-собачьи острый нюх: Тина чует страх, беспокойство и прочие эмоции - как будто читает мысли. Однажды ее природное оборудование дает сбой: демонстративно подозрительный мужчина Воре (Ээро Милонофф) спокойно проходит обыск - правда, напарник Тины шокирован наготой подозреваемого. Затем Воре шокирует и застегнутую на все пуговицы Тину, привыкшую сторониться коллег и жить в подобии уединения с подобием партнера, которого больше интересуют бойцовские собаки и телевизор, чем она. Неприятный проходимец сообщает ей, что она - троллиха. Впрочем, как и он.
Вторая картина иранского хоррормейкера Али Аббаси ("Шелли") российского зрителя в первую очередь веселит фамилией исполнителя главной роли. Если бы артиста Милоноффа не существовало, его стоило выдумать, чтобы он сыграл в одной из самых хитро выдуманных од толерантности, какую только удавалось сочинить кинематографистам. Несмотря на то, что в быту троллей угадываются мифические подробности, в первую очередь Тины и Воре, - это идеальный Другой, который так не похож на рядового обывателя, что ни в сказке сказать, ни пером описать. С точки зрения анатомии, внешнего вида, культурных и поведенческих особенностей тролли напоминают одновременно все кошмары консервативного гражданина - от беженцев и бездомных до бодипозитивистов и гомосексуалов.
Помимо пары физиологических сцен Аббаси устраивает зрителю и прочие испытания на эмпатию: "На границе миров" - кино медленное и тактильное, как бег улитки по лицу, где долго любуются кузнечиками, громко сопят, сосредоточенно смотрят во тьму и мучаются рутиной с удвоенной силой. Любая европейская драма про будни простых работяг по темпу превосходит "Границу" практически в два раза, а также апеллирует к пресловутым проблемам маленького человека. Тогда как Аббаси пересказывает это одиночество изгоев в формате заторможенной сказки с реализмом какого-нибудь Ханеке, который, впрочем, вряд ли так стеснялся тролльей плоти и не подарил бы зрителям утешительного финала.
Вообще, как только дело переходит от созерцания к действию и разговорам о самоопределении, фильм теряет любое ревизионистское обаяние (можно подумать, что это такой же новый взгляд на фильмы про троллей, как "Впусти меня" или "Выживут только любовники" - на каких-нибудь вампиров). Али Аббаси и так брал зрителей измором, а не какой-то режиссерской сноровкой. Когда же после внушительной экспозиции наступило время прийти к каким-то выводам, из него и вовсе лезут свинцовые банальности - правильные и славные, но большинству зрителей понятные еще по постеру или хотя бы синопсису. Дотошной и с претензией на реализм драме про троллий быт очень не хватает убедительности, выходящей за пределы банального представления о созданиях не совсем человеческих.
Начинаясь с предложения взглянуть на созданий из мифов и легенд под новым углом, как на угнетаемую славным европейским обывателем группу, "Граница" в итоге сама приходит к стереотипам о вымышленных существах. Ближе к финалу на экране и вовсе начинают поспешно бубнить, что "человек" - это звучит гордо, да и вообще это синоним порядочности, что понимают, конечно же, все, даже тролли. Несмотря на эту публицистическую неизящность, Али Аббаси и Юн Айвиде Линдквист, на мой взгляд, работают со сложносочиненными объектами нетерпимости умнее, чем Гильермо Дель Торо в "Форме воды", хотя мексиканского задора их царству занудства все-таки недостает.