22.11.2018 12:00
    Поделиться

    Новый альбом Muse: теория симуляции цифрового поля ностальгии

    Британское трио Muse со времен своего дебютного альбома Showbiz искало оптимальную форму между близкими его участникам концепциями и подходящим звуком.

    Если на ранних пластинках они смешивали космический грув с мелодиями почивших классических композиторов и уделяли непосредственно музыке больше внимания, чем концепциям, то уже на третьем лонгплее Absolution тексты стали ядовито сочиться конспирологическими страхами и антивоенной паранойей. А четвертый альбом Black Holes and Revelations окончательно превратил группу в рупор абстрактно-романтической борьбы с глобальным обманом.

    Тем не менее музыкально коллектив продолжал придерживаться курса на слияние помпезного новаторства Queen с космическим хэви-серфом, замешанным на гармонических приемах симфоний и опер (любимых Мэттью Беллами: в одном из интервью фронтмен Muse признался, что в машине он старается слушать лишь классику по радио). Вот и пришлось фанатам первых альбомов смириться (или просто принять как данность) с тем, что теперь эклектичный музыкальный пирог начиняется текстами про теории заговора. С добавкой в виде личных комплексов их автора.

    Тут, конечно, стоит оговориться: не все настолько зубодробительно серьезно. Начиная с Black Holes and Revelations в творчестве "Музы" прописалось еще и чувство юмора. Примером тому служат клипы в духе постмодернистского спагетти-вестерна а-ля Квентин Тарантино (Knights of Cydonia), ручные сложные макеты по заветам Мишеля Гондри (Invincible), реинкарнация гиперсюрреалиста Кена Рассела в пляжном варианте (Supremacy) - и так далее. Однако все это не мешало Muse раз за разом нагнетать вокруг якобы утаиваниями властями прибытия пришельцев, загадочных "военных экспериментов" и большой политики.

    А уж после успеха Uprising (трек был отмечен Ватиканом) и Survival (гимн лондонской Олимпиады) - с альбомов The Resistance и The 2nd Law соответственно - британцы решили не разменивать столь важные для них темы на отдельные композиции. И выпустили Drones, где развернулись уже на полную катушку: там у них и угроза Третьей мировой, и проблемы экологии, и эмоциональное бесчувствие на фоне засилья электронных устройств. Все это соседствовало с попыткой вернуть к корням форму - вот только в целом задумка оказалась неудачной. По крайней мере, и критики, и поклонники оценили седьмой LP неоднозначно. И оставили одну из самых популярных рок-банд Европы (если не мира) на перепутье.

    Вот тут-то на помощь пришел тренд любви к восьмидесятым. Конспирология - пусть она никуда и не исчезла - все-таки сменила формат. Уже по названию новинки - Simulation Theory - понятно: в основе концепции - гипотеза симуляции, предполагающая иллюзорность окружающего мира. Последний, соответственно, можно считать чем-то вроде гигантской космической компьютерной модели существования (ну да - как тут не вспомнить "Матрицу", "Паприку", "13 этаж" и прочую киберпанк-продукцию). Впрочем, официального подтверждения теория не получила - ну а Muse взглянули на нее под собственным углом.

    Они превратили эстетику тридцатилетней с чем-то давности (от фильмов и рекламы до моды) в своего рода искусственную вселенную. И записали для нее саундтрек. В котором есть, скажем, бодрая электронная эпически-кинематографическая Algorithm - с поклонами в сторону их же собственного Take a Bow. Или встреча условного Джастина Тимберлейка с условными King Crimson в формате акустик-фанка в Break It To Me. Плюс экспериментальный кибер-романс Propaganda, богатейшая на нюансы потусторонняя ретрокосмическая экшн-баллада The Void (она вообще могла бы украсить какой-нибудь экзистенциальный спейс-хоррор) - и энергичный, как стадо бегущих слонов, прыгучий необлюз Pressure, запросто вписавшийся бы в дискографию Джека Уайта.

    Ассоциации - самые разнообразные и максимально яркие. От битвы одетых в модные пиджаки оборотней из лоуфайных "ужастиков" на игровых автоматах - до информационных технологий, вдруг оказавшихся под контролем толпы танцующих зомби. Иными словами, налицо - ретровейв-трэш из цифровой реальности, приправленный подростковой социальной патетикой (в клипе на Thought Contagion так называемые fake news распространяют вампиры) - но все-таки сделанный с любовью и уважением к прошлому. А также щедрый на отсылки: чего стоит хотя бы обложка, подготовленная Кайлом Ламбертом, который трудился над визуальным оформлением "Очень странных дел". С другой стороны, предусмотрены и автобиографические мотивы. Так, песню Something Human посвятили не в меру консервативным фанатам с их требованиями написать "что-нибудь в духе старого" - и усталости от выматывающих гастролей.

    В разговоре о чисто технической стороне - два ключевых пункта. Во-первых, Muse как будто наконец признались сами себе, что уже достаточно давно используют одни и те же гаммы, аккордовые последовательности и обязательные арпеджио, - и превратили самоцитаты в фирменный прием. Во-вторых, контролировали процесс записи продюсеры Тимбаленд (в представлениях не нуждается) и Майк Элизондо (правая рука Доктора Дре; сотрудничал с Эминемом и Фионой Эппл), поэтому хватает тут и скретчей, и речитативных вставок. А вот истерики - меньше чем когда-либо: надрыву на пронзительных нотах Беллами теперь предпочитает правильно расставленные акценты.

    Что до откровенно неудачных моментов, их на Simulation Theory всего пара. А именно - вторичная power-баллада Blockades и чудовищной бесполезности стадионная "кричалка" Get Up and Fight, которая смотрелась бы уместнее в багаже команд вроде Linkin Park (а учитывая ее "пролетарско-революционный" посыл, звучит еще и гротескно-комично на фоне сводок о космических доходах группы). Все остальное - как минимум повод дать британским звездам новый шанс. И не пропустить их летний концерт в России.

    Поделиться