В репертуаре петербургского ТЮЗа имени А.А. Брянцева появился мюзикл "Бедная Лиза" по одноименной повести Николая Карамзина. Пьеса, музыка и постановка Марка Розовского, художественного руководителя московского Театра "У Никитских ворот".
Трагическая история любви Лизы, молодой крестьянки, милой, доверчивой, честной, трудолюбивой, к дворянину, ветреному повесе, красавцу Эрасту. Первая любовь и измена, предательство, крушение надежд. Она говорит: "Было да сплыло". Он: "Уж восхищенья нет: ведь тайны нет уже".
В программке и афише сказано, что спектакль посвящен памяти великого режиссера Георгия Александровича Товстоногова. Первая постановка "Бедной Лизы" случилась у Розовского в Ленинграде 45 лет назад на Малой сцене Большого драматического театра, которым тогда руководил Товстоногов.
Жанр - "русский мюзикл". Музыкально-поэтические номера (стихи Юрия Ряшенцева) вплетены в драматическое действие.
- В какой-то степени это старомодный спектакль, но, надеюсь, как раз в этом его сила! - считает режиссер. - Наши понятия о зле и добре имеют пробелы, отчего жизнь оказывается лишена вкуса, покоя и грации, путаница ведет к хаосу, скошенные представления могут привести даже к преступлению. Вот почему Карамзин нужен всем нам, и прежде всего молодежи, ищущей себя в мире.
Костюмы - исторические: золотом расшитые камзолы, белоснежные жабо у дворян. Актеры появляются в париках и буклях. Четыре персонажа: Лиза, ее мать, Эраст и Леонид. Леонид держит книжку в руках, говорит от имени автора и комментирует происходящее на сцене, участвуя в собственном рассказе. На заднем фоне разместились музыканты.
В начале спектакля актеры выходят на сцену с табличками "1793" и "2018". И объявляют: "Музыкально-поэтическое представление". Крест с надписью "И крестьянки любить умеют". В зале ТЮЗа много молодых зрителей, родившихся в XXI веке. Их не затащишь на водевиль, в оперетту. Как они воспримут постановку 81-летнего режиссера? Где говорят: "рОма-аны", "восхитительно", обращаются друг к другу: "ах, любезная Лиза", "моя овечка, козочка", "милый друг", поют про вздохи на скамейке и прогулки при луне. Так сегодня редко кто ставит. Но на удивление молодежь принимает постановку хорошо.
Исполнительнице роли Лизы Анне Мигицко 24 года, она служит в ТЮЗе третий сезон, окончила РГИСИ, курс при театре под руководством Вениамина Фильштинского и Адольфа Шапиро. В 12 лет дочь народного артиста России Сергея Мигицко впервые вышла на сцену в спектакле Night and day Театра имени Ленсовета, в котором потом играла шесть лет.
- Я человек музыкальный, училась в музыкальной школе, поэтому предложение сыграть роль Лизы в мюзикле приняла с удовольствием, - рассказала Анна Мигицко. - Полгода репетировали, пели, и, как говорил Марк Григорьевич, "магия произошла: терпение и труд все перетрут". О "старомодности" спектакля он говорил с юмором, улыбкой. А почему нет? В наше время имеют право на жизнь разные формы.
У Алексея Титкова роль Леонида. В театре актер работает 26 лет, сыграл более 50 ролей. Доводилось ему и петь (например, в спектакле "Вредные советы"), и сейчас репетирует роль Лонгрена в мюзикле "Алые паруса", так что музыкальные номера не испугали. Кто же этот Леонид? Рассказчик, автор, может, ангел-хранитель героини, жалеющий ее?
Алексей Титков:
- Не могу точно определить, кто мой персонаж, и мне это, кстати говоря, нравится. Зрители, друзья говорят мне: "Ты ведь играешь Эраста в старости, который рассказывает про себя?". А я даже не подозревал о таком…Для себя так решил: я, артист Алексей Титков, пытаюсь рассказать через материал Карамзина о своих переживаниях, жизненном опыте, улыбнуться по этому поводу. И режиссер во время работы не определял эту роль конкретными выражениями.
К слову, я поражаюсь, как в таком преклонном возрасте у Марка Григорьевича столько энергии, которой он заряжает артистов! С ним легко, весело, приятно репетировать. Это была радость. Как говорил Эфрос: "Репетиция - любовь моя"…Что касается "старомодности" спектакля. На мой взгляд, мы сейчас привыкли к сложносочиненным произведениям. "Благодаря" американскому кинематографу, замудренным сценариям. Музыка, спектакли - все сложносочиненные. А этот спектакль - просто сочиненный, в хорошем смысле. Интересно, насколько зритель понимает сегодня простые вещи. Думаю, достоинство спектакля "Бедная Лиза" именно в искренности.