Екатерина, судя по открытию XVIII сезона, в программе Dance Open приоритет по-прежнему отдается премьерам?
Екатерина Галанова: Конечно, мы внимательно следим за всем новым, что выходит на мировую сцену, но премьерный статус - не единственный критерий выбора. Спектаклю может быть много лет, и если это - шедевр, и он никогда не приезжал в Россию, он может заинтересовать фестиваль.
И все же открываемся мы самой эстетской и обсуждаемой среди недавних мировых премьер. Это "Зимний путь" в хореографии Кристиана Шпука и в исполнении Цюрихского балета. Постановка на музыку Шуберта в интерпретации композитора века Ханса Цендера невероятно красивая, стильная, глубокая и интеллектуальная, а работа одного из сильнейших хореографических коллективов мира - просто потрясающая!
Цюрихский балет выступит в Петербурге впервые, хотя почти все солисты там русские. Впрочем, как и во многих европейских труппах.
Понятно, "Зимний путь" - для эстетов. А что порекомендуете любителям классического балета?
Екатерина Галанова: Любителям классики советую не пропустить "Коппелию" Венского государственного балета в хореографии Пьера Лакотта: они увидят такое количество танцев, которого хватило бы не на один, а на пять балетов. Коллеги, смеясь, называют это "сто движений в секунду". В музыкальном фрагменте, за который в обычной постановке, к примеру, происходит десять движений, у Лакотта их - тридцать! Всегда! Зрителя ждет перенасыщенность: танцевально-движенческая, костюмная, количества людей на сцене (не удивляйтесь, они будут просто гроздьями сваливаться), декорационная… Но в этой избыточности есть свой смысл: на сцене будет происходить праздник - красок, музыки, танца. На этот спектакль обязательно идите с детьми.
Между прочим, премьера "Коппелии" прошла в Вене в январе, а всего через три месяца она у нас. Зрители Dance Open действительно видят самое свежее, что есть в Европе.
"Коппелия" - это реконструкция балета Артура Сен-Леона, который впервые был поставлен полтора века назад. Насколько можно говорить в данном случае об исторической достоверности?
Екатерина Галанова: Конечно, речь не идет о стопроцентной аутентичности, просто потому что, пока не появилось видео, правдивой записи танца не было.
Существует несколько систем записей, рисунки. Но я лично принимала участие в нескольких реконструкциях балета и знаю: даже расшифровка того или иного движения возможна в четырех-пяти вариантах. Плюс множество других факторов.
Но у Лакотта удивительное чувство стиля, не зря он один из самых известных и успешных в мире балетных реконструкторов. Его "Коппелия" - это красивый, старинный балет глазами современного человека. Изумительная игрушка, "кремовый тортик", настоящий подарок для тех, кто предпочитает классику.
Пермский "Щелкунчик" - тоже для тех, кто любит классику?
Екатерина Галанова: Безусловно. И на него тоже можно смело идти с детьми.
В отличие от "Коппелии" это не реконструкция, а авторская версия худрука Пермского балета Алексея Мирошниченко, но решенная в абсолютно классическом стиле.
Когда Алексей был студентом Академии Вагановой, он перетанцевал почти все мужские партии "Щелкунчика" в хореографии Василия Вайнонена. Новая постановка заряжена любовью и теплом, это очень красивый спектакль - красочный, с волшебными костюмами и декорациями. И, конечно, отдельных комплиментов заслуживает Пермский балет - он в прекрасной форме, смело могу сказать, одна из сильнейших трупп мира.
Кстати, многим будет приятно, что действие балета Алексей перенес из описанного Гофманом немецкого города в Санкт-Петербург, в 1892 год, когда на сцене Мариинского театра состоялась премьера "Щелкунчика".
А что скажете насчет нидерландского Introdans?
Екатерина Галанова: Беспроигрышная программа, уникальная в своем роде. Триумвират Masters состоит из двух мастеров молодого поколения - Нильса Кристе и Каэтано Сото - и одного признанного мэтра - Ханса ван Манена. Они по очереди представляют три одноактных балета. Начинает Нильс Кристе с миниатюры, посвященной солдатам, погибшим в войнах ХХ века. Очень сильно: с одной стороны минималистично, с другой - душераздирающе. Затем - Ханс ван Манен с "Польскими пьесами". Это, как всегда у него, стильно и здорово. И третья вещь - Conrazoncorazon в исполнении Каэтано Сото - гротескная, эстрадно-кабарешная, немножко варьете.
Вот такая у них разнообразная эмоциональная гамма - серьезная, философская, веселая и необузданная.
Каждый год в программе фестиваля есть спектакль, поражающий своей нестандартностью, творческим безумием. В нынешнем сезоне это, видимо, "Алиса" Дортмундского балета. Он выбивается из общего ряда еще и потому, что не является премьерой…
Екатерина Галанова: Как я уже говорила, помимо премьер есть и другие прекрасные спектакли, которые давно хотелось привезти. Среди них - "Алиса" от Мауро Бигонцетти. Для меня это очень знаковый хореограф, один из любимейших.
"Алиса" - это история не про танец, он лишь один из инструментов. Она про что угодно: про энергетику, про актерские работы, про режиссера с большой буквы, про творца, который может соединить все виды искусства. Здесь ничто не первично и ничто не вторично. Все на грани смыслов, особая, очень насыщенная эзотерика.
Вообще, все постановки Бигонцетти - это работы очень специфического человека, который существует не в нашем пространстве. У него нет танцев ради танцев. Ни полсекунды дивертисментности, которая присутствует во всех классических балетах. Зато во всем заложен глубинный смысл.
Он вообще не измеряет ничего нашими системами координат. Сюжет? Там нет сюжета. Балет? Я даже балетом это могу назвать условно. Не знаю, как зритель оценит "Алису". Она не похожа ни на что. Знаете, это как если бы Бингоцетти прочел Кэрроловскую "Алису в Стране чудес", а потом уснул и увидел навеянный ей сон…
В общем, мы решили привезти эту сумасшедшую, очень качественную, невероятно интересную постановку, несмотря на то, что ей уже лет пять. Потому что если мы жестко ограничимся одними только премьерами, то будем сами себя обеднять. Не каждый год шедевры родятся.
Лауреаты Dance Open тоже появляются не каждый год. Премия фестиваля вручается только раз в два года. В этом - нет. Почему?
Екатерина Галанова: По-хорошему, надо бы давать премию еще реже - скажем, раз в пять лет. Но уже повелось раз в два года. Если бы мы вручали ее ежегодно, то пришлось бы награждать одних и тех же. Звезды в балетном мире не загораются так часто.
Программа фестиваля рождается в муках?
Екатерина Галанова: О да! В моей жизни ничего сложнее нет. Нам ведь надо ориентироваться на разного зрителя: кто-то не любит современный балет, кому-то не мил классический. В то же время необходима ротация. Даже если труппа безусловно талантлива и интересна лично мне, я не могу допустить, чтобы они приезжали на каждый фестиваль. Приходится учитывать множество факторов. Программа должна быть хореографически и музыкально разнообразна, а также рассчитана на зрителей разных возрастов. У нас есть спектакли для семейного просмотра. А есть - совсем не для семейного.
"Алиса", кстати, абсолютно взрослая. Нет, там ничего неприличного, но она слишком многослойна для детей. Не ходите на "Алису" с детьми! Есть "Коппелия", есть "Щелкунчик" - отведите ребенка на них.
Хочу отметить, что мы ведем просветительскую работу. Не просто привозим что-то и дальше оставляем зрителя наедине с этим. Хватит того, что мы создавали программу в муках, пусть зрителю будет легко. У нас хороший, очень информативный сайт. По каждому балету есть ролик, который дает представление о спектакле. Про каждую постановку имеется огромное количество информации, причем интересной и легко читаемой. Все для того, чтобы зритель мог принять правильное для себя решение. Тогда в зале не будет случайных и разочарованных людей.
Автор имидж-фото XVIII фестиваля балета Dance Open (ноги танцовщицы в зеленой пачке) - Дарьян Волкова, всемирно известный мастер балетной фотографии. Позировала для этого снимка Анна Оль, российская балерина, которая в настоящее время является примой Нидерландского национального балета. Накануне фестиваля, 16 апреля в Art Square Gallery состоится открытие экспозиции избранных работ Дарьян Волковой "Гала". Посетить выставку можно будет до 15 мая.
Здесь же 18 апреля пройдет лекция-размышление "По ту сторону" данс-критика, обозревателя "Российской газеты" Лейлы Гучмазовой.
А 20 апреля в этом пространстве состоится встреча с одним из ведущих российских хореографов Алексеем Мирошниченко, который руководит балетной труппой Пермского театра.
В рамках off-программы фестиваля петербуржцы также смогут встретиться с Манюэлем Легри, художественным руководителем Венского государственного балета. Мероприятие состоится 23 апреля, накануне российской премьеры спектакля "Коппелия".
26 апреля в школе современного танца Bye Bye Ballet пройдет мастер-класс одного из лучших педагогов голландской балетной труппы Introdans Дайан Матла.
Кроме того, в дни Dance Open пройдет международный образовательный курс для студентов балетных школ мира, который завершится 28 апреля традиционным Гала юных звезд в Эрмитажном театре.