03.06.2019 12:48
    Поделиться

    Чем занимается исследовательский проект "Ценностный атлас России"

    Часто можно услышать, что молодежь сейчас "стала другая". Но в чем ее отличие от сверстников два-три десятилетия назад? Исследовательский проект "Ценностный атлас России" ставит своей целью понять, что собой представляет современная молодежь, какие у нее ценности, чем она отличается от прежних поколений.
    Аркадий Колыбалов/РГ

    Нас интересовали подростки, ученики старших классов школ, учащиеся колледжей и студенты вузов - их морально-ценностное и профессиональное самоопределение, психоэмоциональное благополучие. В исследовании приняли участие 4000 учащихся школ, а также их родители и учителя, 660 учащихся колледжей и 746 студентов вузов более чем в 30 городах во всех федеральных округах.

    Современные модели "успешности" создают иллюзорное, неверное представление о реалиях профессиональной деятельности. Это зачастую выражается в модели жизни, где добросовестный труд не является предпочтительным для достижения жизненного и профессионального успеха. По результатам опроса мы выделили 10 основных жизненных ценностей. На три первых места подростки ставят доброту, самостоятельность в мыслях и действиях, гедонизм. На последних местах - конформность (сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим людям и не соответствуют социальным нормам), традиции, власть (как доминирование над людьми), собственные достижения, стремление к приключениям, риску и новизне. Можно сказать, что у современных подростков в основном здоровая система ценностей. Наше исследование 2000 года демонстрировало другую иерархию ценностей: тогда на первом месте у подростков стояли богатство и желание власти над людьми.

    Личностные профессиональные перспективы примерно одинаковы и у 14-летних, и у 19-летних, что говорит о сложно протекающем процессе профессионального самоопределения. Кроме того, выявляется большой провал в знании мира профессий. Пожалуй, наиболее тревожным является отсутствие у большинства понимания возможности самореализации, достижения базовых жизненных целей через профессиональное развитие. Это в равной степени относится как к школьникам-старшеклассникам, так и к учащимся профессиональных колледжей и даже студентам старших курсов университетов.

    Мы просили подростков перечислить известные им профессии. В основном ребята отвечали: врач, учитель, военный, водитель, сантехник... Выбор основан на том, что они видят в ближайшем окружении или по телевидению. На вопрос: "Кем мечтаете стать?" чаще всего отвечают - музыкантом (иметь свою группу), дизайнером, переводчиком, артисткой, певицей. Кроме того, подростки плохо понимают, что нужно делать для овладения выбранной профессией, не умеют и не проявляют желания выстраивать жизненную перспективу. В основном ограничиваются ответами: "Я еще маленький думать об этом", "Придет время, тогда и буду думать". Из того, что уже сейчас предпринимается для достижения мечты, называют спорт, занятия с репетитором, учебу в музыкальной школе.

    Иными словами, мы фиксируем своего рода задержку личностного развития. Многие его показатели у молодежи, перешагнувшей двадцатилетний рубеж, на деле соответствуют подростковому возрасту. "Утешением" может служить то, что инфантилизация молодежи в равной, если не в большей степени характерна и для многих европейских стран.

    Наиболее тревожным является отсутствие у большинства подростков понимания возможности самореализации

    Нам также важно было понять, как влияют на формирование иерархии ценностей у детей их родители. Однако увидели, что в большинстве случаев взрослые не понимают свою роль. В психологии есть понятие "кризис подросткового возраста". Это трудный период, когда ребенок должен понять себя, выстроить свою траекторию жизни. Да, он будет при этом набивать себе шишки. Но родители стараются ребенка оградить от трудностей, просто все решают за него, часто не понимают своих детей-подростков, не могут найти с ними общего языка, возлагая всю ответственность за их воспитание на школу.

    Обнаружены многие интересные и порой неожиданные связи между характеристиками личности родителей и тенденциями развития их детей. К примеру, недостаточная удовлетворенность условиями жизни и своими достижениями у отцов способствует формированию у детей неуверенности в себе, своих силах и способностях и, как следствие, возможность обращения к оккультным сферам (секты, неформальные деструктивные течения и др.). А наличие постоянного психоэмоционального напряжения у матери способствует формированию у детей тенденции к доминированию над людьми и ресурсами. В свою очередь, удовлетворенность жизнью и низкий уровень стресса у отца способствует формированию у подростка ценности заботы о благополучии близких людей.

    Начиная исследование, мы не предполагали, насколько важна роль учителя в личностно-ценностных интересах ребят. Например, существует совершенно жесткая связь между эмоциональным состоянием авторитетного учителя и эмоциональным состоянием старших девочек. Но исследование показало, что далеко не все учителя понимают, какое влияние на подростков они имеют. Они перегружены написанием отчетов, и не у многих дело доходит до понимания душевного состояния ребят. Два года назад мы проводили большое исследование психологического состояния студентов различных вузов. Оказалось, что самые инфантильные - студенты педвузов. Иногда старшие школьники душевно более развиты, то есть они добрее и самостоятельнее, чем их учителя. Это серьезная проблема и для общества, и для государства.

    Юноши и девушки из профессиональных лицеев и колледжей, где проводятся конкурсы по программе "Рабочие стипендиаты", лучше представляют свою дальнейшую профессиональную и личную жизнь. Скорее всего, это результат той работы, которая проводится с ребятами при подготовке к конкурсу: повышается мотивация достижения, они лучше узнают свои возможности, при получении хороших результатов повышается самооценка. Учащиеся, не вовлеченные в этот процесс, скептически относятся к нему, отвечая: "Зачем это нужно?", "А почему я должен отвечать на эти вопросы?", "Тупые вопросы", демонстрировали нежелание участвовать в исследовании. После объяснения, зачем это нужно, и в процессе дальнейшего общения было видно, как проходит внутренняя работа: они становились внимательными, сосредоточенными и выходили из аудитории немного изменившимися. И это за какие-то 30-35 минут опроса. Это показывает, что во всех образовательных учреждениях необходима целенаправленная стратегия работы с молодежью.

    В настоящее время подготовлены и апробируются в ряде регионов различные варианты формирования социально желательных ценностных ориентаций, содействия позитивному развитию самосознания молодежи, направления взаимодействия с образовательными учреждениями и местными органами управления. Апробация на двух пилотных площадках уже показала положительные результаты.

    Поделиться