06.11.2019 12:33
    Поделиться

    Почтальон из Рыбинска почти 30 лет доставляет письма, переплывая реку

    Рыбинский почтальон почти тридцать лет доставляет письма и газеты, переплывая реку
    Почтальон из Рыбинска Александра Брыкина по результатам народного интернет-голосования вышла в финал всероссийского проекта в области социальной ответственности "Героям - быть!". Она уже 28 лет доставляет почту жителям Юршинского острова в Рыбинском водохранилище на весельной лодке. А зимой - по льду.
    "Почта России"

    Уроки гребли

    Жители пяти юршинских деревень стали островитянами в 1940-х годах прошлого века - после заполнения чаши Рыбинского водохранилища. Высокий пригорок размером 3,5 на 2,5 километра не захлестнуло волнами рукотворного моря, как город Мологу и сотни других сел и деревень, но от "большой земли" основательно отрезало. И хотя до ближайших пригородных поселков Рыбинска вроде рукой подать - их видно с Юршинского, как противоположный берег очень широкой реки, никаких мостов на островок возводить, конечно, не стали. Пускали туда паромы, теплоходики.

    В островных деревнях - Юршине, Антонове, Липнягах, Обухове и Быкове - тогда бурлила жизнь. Здесь действовал колхоз, были телятник, коровник, пекарня, магазин, школа, клуб, медпункт. Да и народу тут было не как сегодня (около сорока постоянных жителей да дачники), а сотни человек.

    Но со временем колхоза не стало, как и всего прочего. Закрылись и магазин, и медпункт, о школе и говорить нечего. Единственным хоть как-то сохранившимся звеном в этой инфраструктурной цепи оказалась почта - в лице почтальона Александры Николаевны Брыкиной.

    Уже 28 лет эта, без малейшего преувеличения героическая женщина пять раз в неделю садится в самую обычную весельную лодку, плывет на ней в почтовое отделение поселка Судоверфь, а заодно в магазины и аптеки и доставляет островитянам и письма, и газеты, и хлеб, и таблетки.

    - Первое-то время, когда устроилась на работу почтальоном, я ездила в почтовое отделение на теплоходе - он тогда у нас на тот берег и обратно каждый час ходил. Удобно было, - вспоминает Александра Николаевна. - Но вскоре количество рейсов резко уменьшили, теплоход начал ходить два раза в день, и я стала плавать на лодке с нашими островными бабульками, которые возили в город молоко на продажу. Эти бабульки и грести меня научили.

    Ну а потом уж и одной пришлось привыкать. Поначалу, признается, страшно было. Со временем втянулась, страх прошел, тем более что ее оснастили спасательным жилетом. Хотя воды она боится и плавает плохо. Сейчас, если погода хорошая и вода спокойная, такое путешествие даже приносит удовольствие: есть время подумать, повспоминать, помечтать...

    Села в лодку

    Ежедневно лодочка почтальона Брыкиной преодолевает водную преграду шириной больше 800 (!) метров. Причем за годы работы она поневоле так натренировалась, что водную гладь буквально пролетает.

    - Если тихо, минут двадцать плыву, ну а когда ветер, то и 40 минут, - как о чем-то совершенно обыденном и простом, рассказывает она.

    Естественно, в бури и шторма никто женщину в лодку садиться не заставляет, но не всегда погода у воды бывает предсказуема: утром вроде тихо, а потом ветер неожиданно поднялся. В особенно сложных случаях Александра вызывает на подмогу мужа Николая (он же - начальник островной добровольной пожарной охраны).

    - У него катер есть, он приплывет, заберет меня. Лодку оставляем тогда у Судоверфи. На следующий день привезет на катере на почту, а обратно я уже на своей лодке возвращаюсь, - продолжает Александра.

    Если погода хорошая и вода спокойная, путешествие даже приносит удовольствие: есть время подумать, помечтать

    На первый взгляд, неплохой выход - замена весельной лодки на моторную или тот же катер. Однако слишком высокая "цена вопроса" при очень скромной зарплате - даже, оказывается, не самый главный аргумент против.

    - Да вы что, мотора у той лодки не будет в тот же день! - уверены местные жители. - Не станет же она его с собой таскать. А так украдут моментально. У нее даже весла иногда воруют.

    Если воруют весла, выручает на своем катере опять же супруг Николай. Но такое все же случается редко.

    ... а вот лодка есть далеко не у каждого почтового работника. Фото: "Почта России"

    Одна за всех

    Когда Александра Николаевна, а на языке островных бабушек - "наша Шура", утром едет на велосипеде на берег водохранилища из своей самой дальней деревни Быково, пожилые соседи по острову ее нередко уже ждут: кому-то нужны продукты, кому-то лекарства, а кому - счета за электричество оплатить…

    - Она у нас и за врача, и за медсестру - за всех она здесь! - 70-летняя Галина Викторовна Саблина очень эмоционально рассказывает о юршинской палочке-выручалочке. - И давление померяет, и лекарства привезет. У нас ведь амбулатории нет, врача нет. Сперва Шура в аптеке на Судоверфи лекарства для нас покупала, но теперь та аптека закрыта, так она специально ради нас в Переборы ездит. И хлеба привезет, и продуктов. Никому не отказывает.

    Обратно на остров почтальон возвращается изрядно нагруженной. Кроме корреспонденции и газет, в двух объемных сумках помещается все самое жизненно необходимое. Потом эти сумки из лодки перекочевывают на велосипед - и начинается обратный путь.

    За свою рабочую смену, вместе с дорогой по воде, почтальон проходит-проезжает около 16 километров. Летом хороший ее помощник - велосипед. Зимой она ходит в основном пешком, но если тропки снегоходами не укатаны - на лыжах. Сумки с продуктами и корреспонденцией тащит за собой на волокуше.

    Зима - самое легкое для юршинцев время для связи с "большой землей". Если, конечно, зима по-настоящему морозная. Тогда можно по льду в любое удобное время добраться до города со всеми его поликлиниками и магазинами. Хотя для пожилых людей это все равно очень непросто.

    Среди первопроходцев по свежему льду - всегда Александра. Правда, она признается, что первый раз в одиночку все же никогда не ходит, обязательно берет попутчиков, потому что страшно: а вдруг посреди дороги промоина. Потом уже вдоль проверенной тропинки путники ставят вешки, и дорога считается проторенной. Так начинается зимняя вахта почтальона Брыкиной.

    Единственное время, когда она остается на своем юршинском берегу, - ледостав и ледоход. Тогда ни на лодке, ни по льду водную преграду не преодолеть. На период осеннего и весеннего межсезонья островитяне запасаются съестными припасами и медикаментами и ждут "у моря погоды". Катер МЧС на воздушной подушке примчится сюда только в случае серьезного ЧП.

    Под конец задаю уникальному почтальону наивный вопрос: "Не полагается ли ей какой-нибудь бонус за вредную работу?"

    - Мне за вредность моя коровка молоко дает, - смеется Александра Николаевна.

    Справка "РГ"

    "Героям - быть!" - всероссийский проект в области социальной ответственности, посвященный простым людям, их поступкам, совершенным однажды и спасшим жизнь других людей, или ежедневным подвигам длиной в целую жизнь. Он существует с 2015 года и охватил уже 65 регионов РФ.

    Поделиться