Впервые в России прошли соревнования беспилотных автомобилей
Любая автогонка - это рев моторов и визг шин на виражах. Но это единственная гонка, которая ограничилась только ревом моторов. Причем издавали их вовсе не участники, а массовка. Ведь главное правило этих соревнований - проехать маршрут, строго соблюдая все правила дорожного движения.
Итак, в конкурсе UP Great "Зимний город" приняли участие пять команд. На трассу выехали пять машин без водителей. Они должны были самостоятельно проехать по дороге, максимально имитирующей городские условия зимой. Здесь есть все: заснеженные участки, плохо читаемые дорожные знаки, разметка, местами закрытая снежными заносами. Организаторы даже собирались создать снежную вьюгу, но не повезло с погодой: на улице +5, и даже снежные пушки не работали.
Зато прекрасно работали светофоры, а дорогу перебегали пешеходы. Правда, не живые а также высокотехнологичные. Эти манекены на колесиках были даже теплыми, чтобы инфракрасная техника, установленная на машинах, могла распознавать их не просто как помеху, а именно как пешеходов.
Здесь есть масса перекрестков с различными приоритетами движения, а также круговой перекресток. Есть и скоростной участок, где беспилотники могут хорошо разогнаться.
Задача перед беспилотниками стоит довольно смешная для неспециалистов: проехать 50 километров за 3 часа. Однако для инженеров, принимающих участие в этих соревнованиях, эта задача на уровне марафонской гонки, испытание на прочность. 50 километров - это технологический барьер, который необходимо преодолеть.
Как рассказал корреспонденту "РГ" профессор Московского автомобильно-дорожного института Султан Жанказиев, главное в этом соревновании - доехать. Возможно, доедут не все. В процессе движения в сложных и постоянно меняющихся дорожных условиях тот же лидар накапливает ошибки, наступает его усталость и при съезде с горбатого моста асфальт в его конце он может принять за препятствие.
Как будут бороться с этими технологическими проблемами разные программные решения, предстоит выяснить. Изначально на эти соревнования заявились 33 команды. В процессе изучения представленной документации было отобрано 13 команд. В феврале состоялись отборочные испытания, в которых приняли участие 9 команд. По их итогам были отобраны пять команд для финальных соревнований. Это НГТУ из Нижнего Новгорода. Они создали беспилотник из "Газель Некст". StarLine из Санкт-Петербурга, выступившие на "Шкода СуперБ". Авто-РТК - сборная команда из институтов Таганрога, Ростова-на-Дону, Курска на "Киа Соул". Команда "Зимний город МАДИ" - это тоже консорциум из МАДИ, Сколтеха и конструкторского бюро на "Форд Фокус 2". И BaseTracK из Москвы на "Газель Некст".
А чтобы условия действительно были приближены к городским, по трассе одновременно с беспилотниками курсируют, стараясь соблюдать правила дорожного движения, автомобили массовки, которыми управляют реальные автогонщики. И именно их автомобили создают ощущение реальных гонок ревом двигателей.
Надо сказать, что сами гонки начались довольно ярко. Лидером гонки стала команда Авто-РТК. Она первой преодолела первый круг, показав рекордную среднюю скорость - 33 км/ч. Однако совершила несколько нарушений, в том числе проезд на красный свет.
Этим, кстати, грешили все команды. За любое нарушение начислялось штрафное время. Самый страшный штраф - за сбитого пешехода (25 минут). За выезд на встречку - 20 минут. Проезд на красный свет - 10 минут.
Далее в процессе гонок произошла вовсе непредвиденная ситуация. Автомобиль МАДИ остановился на перекрестке. За ним встали другие машины. Автомобиль Авто-РТК пошел объезжать пробку по левому ряду и при выезде на перекресток встал, полностью заблокировав движение. В итоге эту команду сняли с дальнейших соревнований.
Как сообщали по рации с маршрута водители машин - имитаторов движения, несколько раз автомобиль StarLine создавал аварийные ситуации. И только опыт водителей позволял избежать аварии.
В общем, четко видно, что беспилотникам пока рано выезжать на дороги общего пользования без водителей. Их еще учить и учить.
Немного о призовом фонде рассказал руководитель департамента фонда "Сколково" Вячеслав Гершов. По его словам, команда, которая преодолеет технологический барьер и проедет 50 км за 3 часа получит 175 миллионов рублей, которые согласно постановлению правительства не облагаются налогами, как и Нобелевская премия. Причем эти деньги не имеют целевого назначения.