13.03.2020 14:23
Поделиться

В Москве отметили 100-летний юбилей Федерико Феллини

Выставка "Федерико Феллини: 100", открывшаяся в столичном Музее кино, - уникальный шанс увидеть неизвестного гения. Мы много раз пересматривали его фильмы, пытаясь разгадать замысел режиссера, вглядывались в его портреты, стремясь угадать его мысли, но Феллини - человек всегда ускользал. И вот теперь благодаря Франческе Фаббри Феллини, племяннице маэстро и одного из кураторов выставки, у нас появился шанс разгадать главную тайну маэстро, пройдя с ним весь путь, начиная с 20 января 1920 года, когда он появился на свет, и, кончая 1990-м годом, когда в прокат вышел последний его фильм "Голос луны".

- Я очень хотела быть сегодня с вами, но итальянские власти приняли декрет "Я остаюсь дома", - обращается к гостям с экрана телевизора Франческа и показывает матрешку, которую ей в подарок привезли Федерико Феллини и Джульетта Мазина. - Эта частичка России со мной всю жизнь. И именно поэтому мировой тур нашего проекта начинается в Москве.

Матрешка оказалась в Римини в 1963 году, когда Феллини получил главный приз Московского кинофестиваля за киношедевр "Восемь с половиной". В 1987 году он вновь приехал в СССР, чтобы забрать вторую московскую награду за фильм "Интервью".

Министр-советник посольства Италии в России Гуидо де Санктис на открытие выставки все-таки приехал, но сильно опоздал: " Москва - очень феллиневский город, никогда не знаешь, что произойдет", - оправдывался он.

А начал он со слов благодарности россиянам, которые в это непростое для Италии время звонят и оставляют сообщения со словами поддержки.

- Когда поддерживают друзья, гораздо легче справляться с проблемами. Феллини учил нас мечтать и верить в лучшее, и мы верим, что скоро справимся с этой ситуацией, - призвал всех не терять оптимизма Гуидо де Санктис.

Друг Феллини, известный итальянский актер и режиссер Альберто Сорди рассказывал, что когда они только начинали, у них не было ни контрактов, ни денег. Но Феллини упорно твердил: "Запомни, я стану великим режиссером". "Лгун", - отвечал ему на это Сорди и не изменил своего мнения до самой смерти.

- Феллини был скорее мечтателем, который записывал свои мечты и сны, а потом сам же начинал в них верить. Он не различал мечту, сон и реальность. Но за это-то мы его и любим. Феллини научил нас мечтать и верить в лучшее, - объясняет директор Итальянского института культуры в Москве Луиджина Педди.

Федерико с детства видел яркие сны: "Лет в шесть я был уверен, что есть две жизни: та, что мы проживаем с открытыми глазами, и та, что мы проживаем, закрыв глаза. Вечером мне не терпелось лечь в постель. Я даже назвал четыре угла кровати как кинотеатры в Римини: "Фульгор", "Савойя", "Баллила" и "Султан"".

Режиссер жил в переломное, тяжелое для Италии время, напоминает Луиджина Педди, страна только начала восстанавливаться после войны. "Он был наблюдательным свидетелем настоящего, но вместе с тем был устремлен в будущее. Он был человеком "эпохи Возрождения", любил музыку и театр, и в жестких рамках неорелизма ему было неуютно. И Феллини создает новое кино, в котором итальянцы узнавали себя, свои чувства, и вместе с режиссером учились верить в мечту, - рассказывает она.

Феллини был мечтателем, который записывал свои мечты и сны, а потом сам начинал в них верить

При этом Феллини уверял, что показывает только то, что видит, и часто цитировал Микеланджело, который говорил, что при создании скульптур он просто отсекает лишнее, а форма уже находится внутри.

Убедиться в этом можно, рассматривая рисунки Феллини, представленные на выставке. "Зачем я рисую персонажей своих фильмов? Зачем зарисовываю лица, носы, усы, галстуки, сумочки, то как люди сидят нога на ногу… Так я заглядываю будущему фильму в лицо, пытаюсь запомнить что-то - пусть самое крохотное, незначительное…", - вспоминает режиссер. По его словам, он никогда не выстраивал фильм заранее, а сначала собирал персонажей, которые потом сами создавали кинокартину.

Его рисунки очень яркие, экспрессивные, ироничные, в чем-то детские, но с очень точно схваченными деталями. Говорят, Феллини никогда не возвращался к своим зарисовкам, чтобы что-то дорисовать или исправить. Он был импульсивен и всегда следовал за своим чувством.

А что может быть сильнее чувства к женщине? Феллини-режиссер любил пышнотелых женщин с красивыми формами, а Феллини-человек всю жизнь был предан свой музе - жене Джульетте Мазине. Эта маленькая, хрупкая и нежная женщина вдохновляла его своей необычайной внутренней силой. На выставке есть письмо, которое 70-летний Феллини написал свой жене из больницы: "Мне очень жаль, что я изолирован и ограничен в своих возможностях. Но остается надежда, которая поддерживает меня, что все снова станет как раньше и мы снова будет вместе". А в другом есть такие строки: "Тебе известно, что ты - моя жизнь".

Мир Федерико Феллини раскрывается перед зрителями чрез фотографии со съемок, афиши, костюмы и реквизит. Есть тут даже письмо итальянских католических священников, протестующих против показа фильма "Рим". Общую картину дополняют редкие кадры из семейного архива режиссера. Вот маленький Федерико с братом, а вот и вся семья - нашлось место на коленях у папы даже для любимой собаки.

Не секрет, что последние фильмы режиссера критики принимали очень холодно, и ему отказывали в финансировании. Но Феллини нашел оригинальный выход ¬ - стал рисовать фильмы-комиксы, чтобы иметь возможность создавать образы и сохранить то, что он называл "достоинство работать". Так появились "Путешествие в Тулум" и "Путешествие Дж. Масторны", которые тоже можно увидеть Музее кино. Также кураторы показали серию поздних и весьма откровенных рисунков маэстро под название "Эротомахия", из-за которых выставка получила возрастную маркировку "18+".

Москва стала городом открытия проекта. С марта 2020 года по март 2021 "Федерико Феллини: 100" познакомит с удивительной вселенной режиссера десять крупнейших городов мира.