21.07.2020 13:41
Поделиться

Работа в новых условиях подстегнула тренд на цифровизацию бизнеса

На фоне эпидемии предприниматели стали выставлять на продажу торговые центры, интересоваться сельским хозяйством и digital-решениями, следует из динамики спроса и предложения на рынке готового бизнеса. "РГ" обсудила с экспертами данные, подготовленные аналитиками "Авито" по итогам второго квартала 2020 года, когда в большинстве регионов действовали "антивирусные" ограничения.
Дмитрий Феоктистов/ ТАСС

Фирма с уценкой

Спрос на действующие компании по стране уменьшился на треть: потенциальные покупатели ждут, когда в "постковидной" экономике наступит хоть какая-то ясность. Цены на готовый бизнес, однако, выросли.

"По сравнению с 2019 годом средняя стоимость готового бизнеса в РФ увеличилась более чем в два раза и превысила 13,9 миллиона рублей, - сообщили в "Авито". - Скачок объясняется тем, что во II квартале на продажу было выставлено множество дорогостоящих предприятий: торговые центры, каршеринги, фабрики..."

Если посмотреть разрез по отраслям, то самые высокие цены в апреле - июне ставились на торговые компании. Средняя сумма, которую просят за такой бизнес, выросла в 2,5 раза, до 37,5 миллиона рублей. При этом средняя цена интернет-магазинов на платформе снизилась на 89 процентов, до 623 тысяч. В первом квартале этот показатель превышал пять миллионов рублей.

Между тем в Воронеже готовый бизнес не подорожал, а подешевел. Средняя продажная цена на "свое дело" стала ниже на 40 процентов и составила чуть более двух миллионов рублей. Причем заметнее всего, вразрез с ситуацией по стране, подешевели предприятия торговли (на 84 процента). Если в первом квартале готовый бизнес в данной категории можно было приобрести за шесть с небольшим миллионов, то во втором - уже за 942 тысячи.

"Дороже всего воронежцам обойдется сельскохозяйственный бизнес, средняя стоимость которого составляет 7,16 миллиона рублей, а дешевле всего - покупка интернет-магазина со средней ценой в 160 тысяч", - добавили в "Авито".

Тренд на осторожность

Наиболее востребованы на платформе по-прежнему компании в сфере услуг и торговли. На эти категории приходится более половины суммарного спроса. Но в сравнении с первым кварталом интерес к покупке таких фирм снизился на 35 и 39 процентов соответственно. По городам картина несколько различается. Например, в "купеческом" Воронеже спад спроса на торговые предприятия составил лишь 25 процентов.

Объявлений о продаже бизнеса в АПК за квартал прибавилось на четверть

Желающих купить бизнес в сфере развлечений стало вполовину меньше, в общепите - на 40 процентов. За время самоизоляции эти отрасли значительно "просели" по выручке. "Некоторые из предприятий сейчас находятся в нересурсном состоянии, и при их покупке предпринимателю нужно будет вложиться так же, как и при старте бизнеса с нуля", - пояснили в аналитической службе платформы.

Предприниматели стали реже выставлять свои компании на продажу. В некоторых регионах, правда, случился локальный бум реализации интернет-магазинов и предприятий АПК. Но в целом по России объем предложения уменьшился на 17 процентов. По готовым развлекательным проектам - примерно на треть. На четверть сократилось количество объявлений о продаже офлайн-магазинов, кафе или ресторанов. Однако цены на такие компании снизились незначительно, отметил младший научный сотрудник лаборатории исследований проблем предпринимательства Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Красносельских:

- Значит, пока предприниматели считают, что бизнес в общепите сохранит или восстановит свою рентабельность. В торговле может усилиться тенденция к переходу бизнеса в интернет - на площадку с меньшими постоянными издержками, менее подверженную внешним шокам. Снизилась средняя цена на производственный и строительный бизнес. При этом возросло количество объявлений о продаже по цене ниже реальной стоимости активов.

В аптечном бизнесе заметного "круговорота собственников" не наблюдается. Несмотря на сложности (а они, вопреки распространенному мнению, на фоне эпидемии возникли и здесь), предприниматели не спешат расставаться со своими компаниями, рассказал СЕО управляющей компании "Фармия" (Воронеж) Роман Кубанев:

- Все задействовали стратегические запасы денег и надеются на изменения к лучшему. Мы отслеживаем ситуацию с нежилыми помещениями, подходящими под аптеки. Тут я тоже не вижу какого-то "выброса" объектов в продажу: мол, отдадим за любые деньги. Но в ближайшей перспективе, уверен, начнется смена собственников бизнеса. Пандемия просто подлила масла в огонь, подстегнув те процессы укрупнения и централизации, которые шли раньше. Более слабые компании присоединяются к сильным.

В фокусе - еда

По мнению Александра Красносельских, до конца года можно ожидать роста рынка готового бизнеса в связи с желанием многих предпринимателей изменить сферу деятельности. Судя по текущей ситуации, перспективным направлением им видится АПК.

- Продажа таких компаний оживилась в Центральном округе, наиболее пострадавшем от пандемии, и параллельно возрос спрос на них - бизнес активно ищет новые ниши. С учетом ограничений из-за COVID-19 предприниматели ожидают роста цен на продукты питания и пытаются войти в продовольственный рынок, - объяснил эксперт.

По данным "Авито", во втором квартале спрос на покупку агропромышленных фирм по России вырос на 15 процентов, а по сравнению с апрелем - июнем 2019-го - на 43. Расширился и спектр предложений. Объявлений о продаже бизнеса в АПК за квартал прибавилось на четверть.

В окрестностях столицы Черноземья меняет собственников сразу несколько проектов, связанных с АПК. Так, в Семилукском районе продано предприятие по производству сельскохозяйственного оборудования. Новый владелец - более крупный "Воронежсельмаш", работающий по тому же профилю. В Новоусманском районе выставили на продажу активы ООО "Агрокомплекс "Метака", которое занимается фасовкой круп. За 260 миллионов рублей можно купить десять гектаров земли, производственный комплекс с оборудованием и офисы. Прошлый год предприятие отработало с прибылью.

Вряд ли такую динамику можно смело объяснять "коронакризисом", поскольку сама отрасль (в отличие от, скажем, торговли или сферы услуг) предполагает довольно длительные циклы производства и сезонность. Весна - время вложений, осень - отдачи. По мнению аналитиков, сейчас на продажу могут выставлять компании, на развитие которых недоставало средств безо всякой эпидемии.

- Кризис стал для фермерских хозяйств точкой роста, - полагает директор института бизнеса Московского финансово-промышленного университета "Синергия" Кирилл Плохих. - Спрос на экопродукцию и раньше был высок, а пандемия подстегнула заботу о своем здоровье. В целом аграрии сейчас не ощутили сильного снижения прибыли: пик реализации сельхозпродукции будет осенью.

Что дальше?

Работа в новых условиях подстегнула тренд на цифровизацию бизнеса.

- Перспективно вкладывать деньги в то, что связано с digital: в доставке, в аутсорсинге... Если брать IT-компании - то актуален аутстаффинг, - подчеркнул Роман Кубанев. - Все движется в этом направлении. Мы выбрали его изначально, не увидев для себя возможностей на традиционном аптечном рынке с традиционным продуктом.

По наблюдениям Кубанева, произошел всплеск интереса к франшизам. Его компания к середине лета выполнила годовой план по приросту бизнеса во франчайзинге. Для аптечной отрасли такая динамика связана больше с новациями в законодательстве. Но активность потенциальных франчайзи проявилась и в других нишах.

Так, ажиотажным стал спрос на бизнес в сфере e-grocery, рассказал сооснователь сервиса доставки продуктов igooods Григорий Кунис:

- Заявок на франшизы стало в десять раз больше, чем в "доковидное" время. За предыдущие пять лет наши точки были открыты в 11 городах России, с начала 2020 года - в 30. До конца декабря может заработать еще около 20 представительств. В Воронеже igooods открылся в конце апреля, когда спрос на доставку продуктов вырос в 15 раз.

Франшиза выглядит оптимальным способом войти в новую для себя отрасль, но имеет ряд подводных камней. Подробнее об этом - в ближайшем номере "Экономики ЦФО".

Кстати

Согласно проведенному в конце июня исследованию агентства B2B Research, в среде малого и среднего бизнеса впервые с начала "коронакризиса" проявился сдержанный оптимизм. Количество компаний, где руководители отмечают ухудшение ситуации на рынке, уменьшилось на 12 процентов. Каждый пятый из опрошенных топ-менеджеров ожидает улучшений. У большей части фирм, несмотря на постепенную отмену ограничений, выручка по-прежнему падает. Но руководители каждого десятого предприятия признались, что ее уже удалось увеличить - в среднем на 20 процентов.