22.04.2021 02:25
    Поделиться

    В ликвидации чернобыльской аварии участвовали 3200 киргизстанцев

    В ликвидации чернобыльской аварии принимали участие 3200 киргизстанцев
    ОО ветеранов и инвалидов "Союз Чернобыль"
    35 лет назад произошла авария на Чернобыльской АЭС, которая разделила жизнь тысяч жителей Киргизии на до и после нее.

    Излучение смерти подобное

    Сегодня в Киргизии осталось чуть больше тысячи человек, которые принимали участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Многие ушли, не дотянув до полувекового юбилея.

    - Люди тогда мало знали, что на самом деле грозит человеку, получившему ударную дозу радиации, - утверждает глава общественного объединения ветеранов и инвалидов "Союз Чернобыль" Кадырбек Сасыкулов. - По приказу Министерства обороны СССР мы призывались военкоматами. Переодев в Кой-Таше, нас эшелоном отправили в Куйбышев, а затем в Харьков. Там сформировали подразделения спасателей, в которые включили представителей всех союзных республик. Они работали на разных направлениях в зоне радиационного поражения.

    На АЭС, по его словам, их подразделение прибыло в конце мая, когда пожар уже ликвидировали и началась зачистка территории. О том, что это скажется на здоровье "ликвидаторов", практически никто не задумывался.

    - Мы занимались самой ответственной и опасной работой - очисткой крыши 3-го энергоблока от графита и остатков ядерного топлива, грузили их лопатами на носилки, а потом все это сбрасывали вниз, - вспоминает Кадырбек Сасыкулов. - Все приходилось делать на бегу из-за радиации. Чтобы получить "лошадиную" дозу, хватало двух минут. Занимались и захоронением в так называемых могильниках задействованной в ликвидации аварии техники, в том числе боевой - армейских вертолетов, бэтээров и военных грузовиков. После консервации энергоблока с помощью построенного саркофага наши ребята принимали участие в дезактивации территорий населенных пунктов - как в 30-километровой зоне отчуждения, так и за ее пределами, где радиационный фон также намного превышал допустимые нормативы. Представьте огромные траншеи, куда сбрасывали все, что находили: детские игрушки, одежду, посуду, бытовую технику. Потом все это засыпалось землей. Специальные машины снимали верхний слой грунта и увозили. Гражданское население к тому моменту уже эвакуировали.

    По данным из Государственного медико-дозиметрического регистра КР, в последние годы каждый четвертый "ликвидатор", умерший в республике, скончался от злокачественных образований. Много из них гибнет и от заболеваний сердечно-сосудистой системы.

    Объект "Укрытие"

    К ноябрю 1986 года над четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС возвели саркофаг. Он именовался объектом "Укрытие". На него потратили около 400 тысяч кубометров бетонной смеси и 7000 тонн металлоконструкций. Одним из тех, кто принимал участие в строительстве изоляционного сооружения, был житель села Ананьево Иссык-Кульской области Алексей Зубарев.

    - За два месяца мы сумели построить три бетонных завода и выдали 40 тысяч кубов смеси для саркофага, - вспоминает он. - Для непосвященных скажу: обычно такой завод строят два-три года. Такого темпа никто тогда не ожидал. А обстановка нередко складывалась так, что многие вопросы приходилось решать самому, не дожидаясь, пока вышестоящее руководство даст указания. Так получилось и в конце июля, когда бетонные заводы уже работали на полную мощность. Однажды ночью выяснилось, что машины, отправленные с бетоном на реактор, не вернулись. Заводы оказались на грани остановки. Бункеры с бетоном были уже практически переполнены. Но останавливать производство непрерывного действия нельзя, к тому же там использовались специальные добавки для быстрого "схватывания". И тут один из нас вспомнил, что в палатке рядом с заводом отдыхают водители из Обнинска, машины их заправлены. Я буквально встал перед ними на колени и попросил выручить. Люди откликнулись, завели машины, и мы продолжили работу до утра. Только на следующий день узнали, почему не пришли наши бетоновозы. Оказалось, что кто-то показал им короткий путь к АЭС через так называемый "рыжий лес". Сделав по паре рейсов, водители получили огромную дозу облучения, успев к тому же на колесах автомашин завести "грязь" на заводы. Пришлось в срочном порядке проводить дезинфекцию всего предприятия. При этом останавливать производство нельзя было ни на минуту.

    Из доклада МАГАТЭ

    "Катастрофа на Чернобыльской АЭС существенно изменила радиационную обстановку на значительных территориях ряда европейских стран. В результате взрыва реактора и разрушения его защитных оболочек произошел мощный выброс радиации в окружающую среду. Около 200 радиоактивных изотопов перемещались на расстояние тысяч километров от ЧАЭС и в мае 1986 года наблюдались во всех странах северного полушария, в акваториях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Люди получили громадные дозы радиации. С 1991 года смертность населения в зараженных зонах Украины и Белоруссии стала превышать рождаемость. В 1986 году из зоны заражения были эвакуированы 116 тысяч человек. С 1986 по 1989 год ущерб превысил 12 миллиардов долларов".

    "Восход" над лесом

    Бишкекчанин Владислав Шим в 1986 году проходил срочную службу в армии. Его часть дислоцировалась в нескольких километрах от Киева. 26 апреля он вернулся в свое войсковое подразделение после отпуска.

    - Я приехал в расположение части около четырех часов утра, - вспоминает он. - Добираться пришлось на такси, ночью транспорт не ходил. Вздремнул по дороге в машине. Вдруг водитель остановился. Я открыл глаза, а он вышел из машины и смотрит на небо. Там настоящее зарево. Причем такое, что стало как-то необычно жарко. Подъехал к части, а там какая-то странная суета. Удивило, что почти никто не спал, да и начальство суетилось. В душу закралось сомнение: не война ли началась? Причем я сразу подумал, что атомная, потому что увидел на столе у дежурного дозиметр. Подошел, включил, и вдруг он как защелкает. Уровень в несколько раз превышал допустимый. Я подумал, что прибор неисправен, но потом пришел командир взвода и сказал, что на Чернобыльской АЭС авария. Позже мы узнали, что в это время обсуждался вопрос о том, отправлять ли нас на станцию или нет. Потом поступил приказ из Москвы, запрещающий направлять срочников в аварийную зону. Но в части объявили боевую готовность на случай, если бы в Киеве началась паника.

    Поделиться