Два года назад Псков стал новой точкой на кинофестивальной карте России, проведя первый международный кинофестиваль "Западные ворота". Коронавирус едва не подкосил новорожденный смотр, но все же, миновав пандемийное лето, в конце нынешнего июля "Западные ворота" вновь распахнулись для любителей кино. И это справедливо, ведь Псковщина - излюбленное место отечественных кинематографистов с тех пор, как в 1927 году город на слиянии рек Великой и Пскова появился на экране в фильме "Парижский сапожник" Фридриха Эрмлера. А если показать все фильмы, снятые на этой земле, то по уверению организаторов фестиваля, их хватит как минимум на десять лет.
Название фестиваля не случайно - за многие века до того, как Петр I прорубил окно в Европу, в Пскове уже открыли путь на Запад - через Ганзейский торговый союз. Именно фильмы стран Ганзейского союза и входят в конкурсную программу псковского кинофестиваля. Разумеется, пандемия и здесь внесла свои коррективы - из 12 стран, которые должны были делегировать хотя бы одну картину на псковский кинофестиваль, показаться смогли лишь шесть - Германия, Швеция, Польша, Латвия, Дания и Россия.
Конкурс получился эклектичным - магическая лав-стори в феерическом "Парке развлечений" соседствовала с "Сынами Дании" о расовой нетерпимости, "Голые звери" о немецких подростках, закрывшихся в квартире от мира и не знающих, на что потратить свою дальнейшую жизнь с "Елгавой 94" - классической подростковой драмой в духе сэлинджеровской "Над пропастью во ржи" и в атмосфере "лихих 90-х", а мощная социальная драма "Тело Христово", чей слоган "Грешник. Проповедник. Преступление" со сказочными "Серебряными коньками".
"Во-первых, пускай кино будет разное, - заметил программный директор смотра Алексей Дунаевский. - А во-вторых, вот когда псковский фестиваль дорастет до уровня, условно говоря, маннергеймского, тогда уже можно будет говорить о том, какую доктрину исповедует конкурс. Современное фестивальное движение пошло по пути некоего послания, сегодня недостаточно просто показать хорошее кино из другой страны. Кто-то исповедует женское кино, кто-то политизированное, кто-то говорит о страданиях человека в современном мире, кто-то ограничивается конкретной темой - например, фестиваль историко-костюмного фильма или кино о море. Но чтобы задуматься о том, какое послание должен нести псковский кинофестиваль, он должен прожить хотя бы пять лет и дать пищу для размышления. Пока он только входит в фестивальную орбиту, наращивает мышцы".
Довольно успешно, стоит заметить, - всего за три дня шесть тысяч псковичей посмотрели около 70 кинокартин, включая фильмы короткого метра, программы детского кино, спецпрограмм, посвященных Великой Отечественной войне и 90-летию отца отечественной шерлоконианы Игоря Масленникова.
Пищу для размышления организаторам фестиваля предоставил выбор зрителей. Если жюри основного конкурса, возглавляемое Алексеем Учителем отдало предпочтение шведской картине "Парк развлечений" режиссеров Бьёрна Стейна и Монса Морлинда ("за качели между трагедией и фарсом, черным и белым, эта разность потенциалов высекла искру, которая зажгла наши сердца", - поэтично объяснил член жюри актер Сергей Барковский), то народ проголосовал за польский фильм "Тело Христово" режиссера Яна Комаса. Особенность "Западных ворот" - приз зрителей и есть гран-при фестиваля. Победа стала приятной неожиданностью и для главы Польского института в Петербурге Эвы Зюлковской, поднявшейся на сцену за призом, и для организаторов фестиваля.
"Когда говорят о "зрительском успехе", подразумевается простое, понятное кино "для всех", - сказал Алексей Дунаевский. - И в таком случае можно было ожидать, что зрители выберут "Серебряные коньки", яркую, рождественскую сказку. Но они захотели серьезного, сложного кино. После показа я подслушал разговор студентов и обрадовался - их увлекло польское кино о молодом мятежном герое, но который не бегает по улицам и не бросает в полицейских коктейли Молотова, как это было в другой картине, а пытается выбраться из по-настоящему крутой, близкой к экстремальной жизненной ситуации. Значит, в Псков можно привозить кино, которое привычно показывать на фестивале в Роттердаме, куда везут "непричесанное" авангардистское кино. Это вдохновляет".
Добавим: лучшим короткометражным фильмом по мнению профессионального жюри стала работа Ивана Петухова "Играй для каждого" про путешествие заштатного духового оркестрика, а детские картины вновь судили зрители и приз достался "Пальме" Александра Домогарова-младшего.