1 октября 2021 г. 13:10
Текст: Александр Вершинин (доктор юридических наук, профессор) , Галина Михеева (доктор педагогических наук, профессор)

Сказочное наследство Римского-Корсакова

Почему архив выдающегося композитора оказался в легендарной "Публичке"
Продолжаем начатый в январском номере цикл публикаций, связанных с историей и людьми легендарной Императорской Публичной библиотеки.
В. Васнецов. Витязь на распутье. 1882 г. Фото: РИА Новости
В. Васнецов. Витязь на распутье. 1882 г. Фото: РИА Новости

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) был одним из тех молодых людей, которые в начале 60-х годов XIX века образовали кружок "новой музыкальной школы"1. М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Бородин... В то же самое время произошло создание первого независимого творческого объединения - Санкт-Петербургской артели художников, из группы студентов, демонстративно покинувших Академию художеств2. Пришло время молодых гениев, которым были неизвестны или наскучили привычные границы и классические каноны.

А. Михайлов. Могучая кучка. 1950 г.

Споры о вечном

Эта молодежь имела неплохое домашнее образование с иностранными языками, уроками рисования и музицирования (вплоть до сочинения собственных маленьких произведений)3. Но домашнему воспитанию, особенно дворянских детей, не хватало знаний жизни, "понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести", как писал А.С. Пушкин4. Хотя с детских лет в их сознании и складывались национальные образы из песнопений и колокольных звуков. Как, например, у Николая Римского-Корсакова, воспитывавшегося до Морского кадетского корпуса5 в родительском доме - напротив Тихвинского монастыря6.

В. Серов. Портрет Н.А. Римского-Корсакова. 1898 г.

Освоение и продвижение русского национального направления в культуре стало целью нового поколения. Новаторские школы музыкантов и художников были продолжателями дела Пушкина и Глинки7. Молодые творческие люди, собираясь вместе, не только развлекались, но и обсуждали "вечные вопросы", спорили об искусстве, читали "свежие" статьи и книги, слушали музыкальные произведения или рисовали, обменивались впечатлениями, делились идеями. Римский-Корсаков не раз благодарил Модеста Мусоргского за идею написать музыкального "Садко"8.

А опекал молодую поросль старший друг и товарищ Владимир Васильевич Стасов из Императорской Публичной библиотеки9.

Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Сказка о царе Салтане". IV действие. Явление Царевны Лебеди. Автограф с дарственной надписью автора Н.И. Забелы-Врубель. 1900 г.

Рождение сказки

Римский-Корсаков не без юмора вспоминал, как Стасов сначала "бестактно обозвал их могучей кучкой"10; вечерами "читал нам вслух отрывки из "Одиссеи", в видах просвещения моей особы"11; "восторгался, гудел, шумел" по поводу успехов молодых авторов и исполнителей12. У Стасова в "Публичке" они черпали знания и вдохновение для своих произведений. Так появился сюжет для оперы "Садко" Римского-Корсакова13. И для репинской картины "Садко" там тоже нашлись материалы с образцами костюмов, морской флоры и фауны14. В Публичной библиотеке, как писал В. Васнецов, "при любезном содействии" Стасова, были отысканы надписи на камне в картине "Витязь на распутье"15.

В русском народном творчестве, былинных и сказочных сюжетах композиторы нашли опору для национальных идеалов и обновления музыкального и художественного языка. В музыке Николай Римский-Корсаков стал главным "сказочником". Его наследство огромно: кроме "Садко" со сказочно-былинным сюжетом, это "Сказка о царе Салтане"16 и "Золотой Петушок"17 по одноименным сказкам Пушкина, "Снегурочка"18, "Ночь перед Рождеством"19, "Кащей Бессмертный"20, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"21 и другие.

Но наследие Римского-Корсакова не только в собственных музыкальных произведениях22. Он самоотверженно работал над неоконченными произведениями своих товарищей по музыкальному кружку. Римский-Корсаков завершил оперу "Князь Игорь" Бородина23, "Хованщину" Мусоргского24, обработал его оперу "Борис Годунов"25. Эти произведения благодаря Римскому-Корсакову были исполнены на сцене. Кроме того, он преподавал и руководил в Бесплатной музыкальной школе26, потом - в Императорской консерватории27. И создал композиторскую школу: среди его учеников Аренский28, Глазунов29, Гнесин30, Малишевский31, Прокофьев32, Стравинский33, Танеев34 и многие другие композиторы, дирижеры, музыковеды.

В. Васнецов. Снегурочка. 1899 г.

Сын за отца

После смерти Римского-Корсакова его сын, Андрей Николаевич Римский-Корсаков35, посвятил себя музыковедческой деятельности: сначала работал с музыкальными изданиями, а с 1918 г. устроился в Публичную библиотеку, передал в нее архив отца и служил в библиотеке до конца жизни. После смерти А.Н. Римского-Корсакова в 1940 г. на место музыкального хранителя библиотеки была приглашена Анастасия Ляпунова36, дочь Сергея Михайловича Ляпунова, еще одного музыканта, примкнувшего в свое время к "могучей кучке". И сегодня в бывшей Императорской Публичной библиотеке, а ныне Российской национальной, рукописное наследие великих русских музыкантов доступно самой широкой публике37.

А.С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане...". Печатный экземпляр с пометами Н.А. Римского-Корсакова.

Подбор иллюстраций выполнен Надеждой Щербак.

1. В конце 1850-х - начале 1860-х гг. в Санкт-Петербурге сложилось творческое содружество перечисленных русских композиторов, носившее первоначально название Новая русская музыкальная школа, или Балакиревский кружок. Композиторы считали себя последователями М.И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Название "Могучая кучка", закрепившееся за этим содружеством, впервые встречается в статье В.В. Стасова "Славянский концерт г. Балакирева" (1867).

2. В 1863 г. произошел знаменитый "бунт" группы учеников-дипломантов Академии художеств, возглавляемый И.Н. Крамским. Этот конфликт вошел в историю как "бунт 14-ти", суть его сводилась к тому, что выпускники отказались писать конкурсную работу на один для всех далекий от реальной жизни сюжет без учета индивидуальных склонностей каждого дипломанта. Получив отказ на свои требования от Совета Академии художеств, группа покинула это учебное заведение. В числе протестантов были Б.Б. Вениг, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, А.Д. Литовченко, А.И. Корзухин, Н.С. Шустов, А.И. Морозов, К.Е. Маковский, К.В. Лемох и др. (Репин И. Е. Далекое близкое. М.; Л., 1960. С. 175-180). Объединивший молодых бунтарей, оставшихся без дипломов и средств к существованию, Крамской учредил Санкт-Петербургскую артель художников - первую в истории российского изобразительного искусства независимую творческую организацию, просуществовавшую до 1871 г. Члены Артели организовали своеобразную коммуну, совместно исполняя заказы и отчисляя деньги в общую кассу. По вечерам в Артели собирались многие художники, не состоящие в ней, велись оживленные дискуссии о судьбах искусства. В.В. Стасов симпатизировал Артели, дружил со многими ее членами и впоследствии в ряде своих статей восторженно отзывался о ней как о прогрессивном переломе в русском искусстве.

3. Н.А. Римский-Корсаков начал сочинять музыкальные произведения с 11 лет, М.А. Балакирев - с 10, М.П. Мусоргский - с 13, Ц.А. Кюи - с 12 лет.

4. Пушкин А.С. О народном воспитании // Собр. соч.: в 10 т. М., 1976. Т. 7. С. 357.

5. Римские-Корсаковы - древний русский дворянский род. Семья была известна своими традициями службы на флоте: В.Я. Римский-Корсаков (1702-1757) был вице-адмиралом, участником русско-шведской войны 1741-1743 гг.; Н.П. Римский-Корсаков (1793-1848) - дядя композитора, вице-адмирал, директор Морского корпуса; В.А. Римский-Корсаков (1822-1871) - мореплаватель, географ, гидрограф, директор Морского корпуса, реорганизатор системы военно-морского образования, старший брат композитора, имевший большое влияние на своего младшего брата. Всего в роду Римских-Корсаковых моряками были 18 человек. Ничего удивительного, что, следуя семейной традиции, мечтавший о путешествиях Н.А. Римский-Корсаков в 1856 г. поступил учиться в Морской кадетский корпус.

6. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу р. Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, основанного еще в середине XVI в.

7. По выражению В.В. Стасова, "оба (Пушкин и Глинка. - А.В., Г.М.) создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке" (Цит. по: Левашева О.Е., Лебедева-Емелина А.В. Глинка Михаил Иванович // Большая российская энциклопедия. М., 2007. Т. 7. С. 234).

8. Идею написать музыкальное произведение, посвященное образу героя многих старинных русских былин - новгородского гусляра Садко, В.В. Стасов предложил М.А. Балакиреву, она не увлекла композитора, но ею заинтересовался М.П. Мусоргский, которой также вскоре охладел к ней. Н.А. Римский-Корсаков в 1865 г. вернулся из длительного плавания и был полон морских впечатлений, но уже понимал, что его будущее - музыка, и Мусоргский предложил этот сюжет ему. По окончании работы Римский-Корсаков писал Мусоргскому: ""Садко" кончен... и уже отдан в переплет. Скажу вам, что совершенно им доволен, это решительно лучшая моя вещь... вам, Модест, великое спасибо за идею, которую вы мне подали... Еще раз вам спасибо..." (Рахманова М. Римский-Корсаков. "Садко" (музыкальная картина. URL: https://www.belcanto.ru/rimsky_sadko.html (дата обращения: 10.09.2021)). Первое исполнение этой музыкальной картины состоялось в концерте Русского музыкального общества под управлением М.А. Балакирева 9 декабря 1867 г.

9. Стасов Владимир Васильевич (1824-1906) - музыкальный и художественный, критик, историк искусств, архивист, общественный деятель. Служил в Императорской Публичной библиотеке в 1856-1906 гг. О роли В.В. Стасова в качестве идеолога этого музыкального товарищества подробнее см.: Вершинин А.П., Михеева Г.В. Трудоголик "стасовского клана"//Родина. 2021. N 9. С. 130-133.

10. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. Под ред. и с доп. А.Н. Римского-Корсакова. М., 1928. С. 120. См. также примеч. 1.

11. Римский-Корсаков Н.А. Указ. соч. С. 40.

12. Римский-Корсаков Н. А. Указ. соч. С. 115.

13. Опера "Садко" была завершена в 1896 г. Впервые поставлена в Частной опере Г.Г. Солодовникова в Москве в 1897 г.

14. В письме В.В. Стасову от 25 декабря 1873 г. И.Е. Репин писал: "Вы не поверите, как я рад, что Вы отнеслись к этой теме (сюжете о Садко. - А.В., Г.М.) так же, как я! Да, да, пожалуйста, дайте мне указания на все материалы, какие есть, и я Вам изложу, какие мне нужны: во-первых, былину о Садко (я ее очень давно читал и почти не помню), 2-е - костюмы всевозможных эпох..., 3-е - архитектуру всяких стилей (для мотивов), особенно мавританской, индийской, японской и американской, 4-е - политипажи из естественной истории, преимущественно морских растений и животных (сколь возможно полнее)" // (Репин И.Е. Письма. М.-Л. 1948. С. 82-83).

15. Письмо В.М. Васнецова В.В. Стасову 5 ноября 1898 г. // (Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926: сайт художника. URL: http://www.vasnecov.ru/?type= page&page=94eb924f-d6d3-4e53-ba2d-4a8c617efbea&item= 4d9eb913-0ffe-4846-b231-0c70db76aff0 (дата обращения: 10.09.2021)).

16. Опера была написана к осени 1899 г. Премьера ее состоялась 21 октября 1900 г. на сцене московской частной оперы - Товарищества Солодовниковского театра.

17. Опера была написана в 1907 г., однако при жизни композитора постановку оперы осуществить не удалось.

18. Премьера оперы состоялась 10 февраля 1882 г. в Мариинском театре.

19. Либретто написано самим композитором. Премьера ее состоялась в 1895 г. в Мариинском театре.

20. Либретто написано самим композитором. Премьера ее состоялась в 1902 г. в оперном театре Солодовникова в Москве.

21. Либретто написано композитором совместно с поэтом и либреттистом В.И. Бельским. Премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 г. в Мариинском театре.

22. Свидетельством этого являются и сегодняшние диссертационные исследования: Барсова Л.Г. Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи: на примере жизни и творчества Н.А. Римского-Корсакова и его ближайшего окружения: автореф. дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2007. 42 с.; Стефанович Д.В. Композиторская школа Н.А. Римского-Корсакова в контексте развития русской духовной музыки: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2017. 23 с.

23. Оперный сюжет на тему "Слова о полку Игореве" был предложен А.П. Бородину В.В. Стасовым в 1869 г. Либретто было написано Бородиным совместно со Стасовым. Композитор работал над созданием оперы с перерывами в течение 19 лет, но не успел закончить ее до смерти. По записям Бородина ее завершили А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков. Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября 1890 г. в Петербурге на сцене Мариинского театра.

24. В написании оперы Мусоргскому помогал В.В. Стасов, с которым композитор постоянно вел переписку (см., например: Письмо В.В. Стасову от 12 июля 1872 г. // Мусоргский М. П. Письма. URL: http://az.lib.ru/m/musorgskij_m_p/text_0020.shtml (дата обращения: 12.04.2021)). Мусоргский писал "Хованщину" с перерывами до последних дней жизни, но так и не довел до конца: Впервые всю оперу оркестровал Римский-Корсаков. Он значительно изменил оперу, дописав необходимые связки, сменив тональность некоторых фрагментов. "Хованщина" была поставлена в 1911 г. на сцене Мариинского театра, а спустя год - Большого. В обеих постановках принимал участие Ф.И. Шаляпин.

25. Премьера оперы состоялась в январе 1874 г. на сцене Мариинского театра. Несмотря на восторженный прием публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. она была снята с репертуара. В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав собственную редакцию. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение.

26. Бесплатная музыкальная школа - частная музыкально-просветительская организация в Петербурге была основана в 1862 г. по инициативе М.А. Балакирева и Г.Я. Ломакина. Состояла под императорским покровительством. Учениками ее были жители столицы, без возрастных и социальных ограничений. В 1874-1881 гг. Римский-Корсаков был директором школы. Преемницей ее с 1918 г. стала Музыкальная школа имени Н.А. Римского-Корсакова в Петербурге.

27. С 1871 г. Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки.

28. Антон Степанович Аренский (1861-1905) - композитор, пианист, дирижер и педагог.

29. Александр Константинович Глазунов (1865-1936) - композитор, дирижер, директор Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории в 1905-1928 гг.

30. Михаил Фабианович Гнесин (1883-1957) - композитор, педагог, музыковед, музыкально-общественный деятель, музыкальный критик.

31. Витольд Осипович Малишевский (1873-1939) - композитор, музыкальный педагог.

32. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) - композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель.

33. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) - композитор.

34. Сергей Иванович Танеев (1856-1915) - композитор, пианист, педагог, теоретик музыки, музыкально-общественный деятель.

35. Андрей Николаевич Римский-Корсаков (1878-1940) работал в Отделении искусств и технологий Публичной библиотеки, занимался обработкой и описанием рукописных музыкальных фондов. Подробно о нем см.: Петрицкий В.А. Римский-Корсаков Андрей Николаевич // Российская национальная библиотека: сайт. URL: http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=144 (дата обращения: 10.09.2021).

36. Анастасия Сергеевна Ляпунова (1903-1973) - музыковед, текстолог. Занималась описанием музыкальных фондов, ею обработаны фонды А.К. Глазунова, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирева, С.М. Ляпунова, А.К. Лядова и др. В годы Великой Отечественной войны сопровождала эвакуированные фонды Библиотеки в Мелекесс. Подробно о ней см.: Рамазанова Н.В. Ляпунова Анастасия Сергеевна // Российская национальная библиотека: сайт. URL: http://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=144 (дата обращения: 10.09.2021).

37. Богатейшие рукописные музыкальные фонды описаны и хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки.