издается с 1879Купить журнал

"Для карбаса нужна кокора - корень елки..."

Как в Поморье строят суда по технологии ломоносовских времен

06 ноября 2021

Спецкор "Родины" продолжает путешествие по ломоносовскому маршруту - с Курострова в Москву. Оно приурочено к 310-летию со дня рождения Михаила Ломоносова, которое будет отмечаться 19 ноября. Чтобы понять, на каких судах Михйло с отцом ходил в Белое море добывать морского зверя, пришлось заехать в Архангельск.

Артем Локалов

Как известно, Василий Дорофеевич не разделял желания Михайло учиться - отец рассчитывал, что сын продолжит помогать ему, в том числе, в рыболовецком и зверобойном промысле. Ломоносов-сын выбрал учебу, но и опасному промыслу успел обучиться вполне.

Путь с Курострова в Белое море по Северной Двине - а это около сотни километров в одну сторону - ему был отлично знаком. Но на чем Ломоносовы ходили на промысел? Чтобы понять это, надо заехать в Архангельск, которого на пути Михайло в Москву не было. Тут на верфи Товарищества поморского судостроения строят 20-метровую шхуну, на которой предполагают покорять высокие широты.

Как на родине Ломоносова сохраняют уклад, по которому жили предкиКак на родине Ломоносова сохраняют уклад, по которому жили предки

А еще шьют флот поменьше, в частности, поморские карбасы. В 2017-м директор товарищества Евгений Шкаруба с соратниками и мастером Виктором Кузнецовым построили карбас по старинной технологии в селе Лешуконском. Его назвали по реке, на которую спустили лодку - "Вашка". А на днях закончили работу над небольшим карбасом - карбаском, как его называют - сшитым по лекалам того, что был обнаружен в поморской деревне Лопшеньга. "Надысь" уже совершил первое плавание.

- Мы можем только предполагать, на чем именно Ломоносов ходил в море. Наверняка, это были, в том числе, карбасы - традиционные лодки для этих мест, - говорит инженер Товарищества Михаил Крупенин, с которым мы общаемся на верфи. - Были и более крупные лодки - шняки, йолы. Карбасы шились на кокоре - то есть корне елки, переходящим в ствол - за две недели и служили несколько лет. При этом на карбасе тоже можно было ходить под парусом. Плюс его еще и в форме - карбас очень устойчив. Это хорошо, когда идешь под парусом при порывах ветра.

Сейчас на верфи строят 20-метровое экспедиционное деревянное судно, на котором собираются покорять высокие широты.

- Деревянное - потому что атмосфера внутри такой лодки более комфортная, чем в металлической или пластиковой, - объясняет Крупенин. - Дерево дышит, меньше проблем с конденсатом и плесенью. Плюс деревянной лодки - простота ремонта, когда можно просто заменить деталь и путешествовать дальше.

В ломоносовские времена весь флот был кокорным. А сейчас шпангоут для поморской шхуны - поперечное ребро судна - набирают из сосновых ламелий и скрепляют их эпоксидной смолой. Такая конструкция процентов на 30 прочнее, чем цельная балка.

При постройке шхуны во многом приходится действовать на ощупь, ведь чертежей не сохранилось. Обращают внимание на все - портовые снимки дореволюционного Архангельска, документы по стройке зверобойной шхуны Соломбальской верфи, старые лодки в поморских деревнях. Как на тот самый карбасок из Лопшеньги, который сфотографировали и на основе снимков сделали 3D-модель, по которым собрали точную копию.

Полина Тарбаева в выставочном зале, который украсила старинная лодка. / Артем Локалов
Полина Тарбаева в выставочном зале, который украсила старинная лодка. Артем Локалов

На верфи вообще бережно относятся к истории и наследию. Так в ангаре оформили деревянную открытую палубу. Теперь, помимо строительного пространства, здесь есть и выставочное. Под потолком закрепили старинные лодки, а окна тут - от старых архангельских домов, которые шли под снос.

Как на родине Ломоносова сохраняют промысел, которым он впечатлил Екатерину IIКак на родине Ломоносова сохраняют промысел, которым он впечатлил Екатерину II

Координатор проекта Полина Шкаруба говорит, что это пространство - для общения и выставок. За разговором выяснилось, что Ломоносов для Полины, можно сказать, родной человек:

- У моего прапрапрадеда фамилия - Головин. Такая же девичья фамилия была у матери Ломоносова. И у нас принято считать, что мы можем происходить из одного корня. Кстати, на карбасах еще недавно семьями ходили на промысел - за камбалой. Об этом мне рассказывала мама. По ее словам, это было так же обычно, как в лес за грибами или ягодами выехать...

А какую рыбу поморские рыбаки добывают сейчас? И поставляют ли ее в Москву, пусть и не с рыбным обозом, с которым в первопрестольную пришел Ломоносов? Об этом - в следующей серии

Предыдущие серии:

Как на родине Ломоносова сохраняют уклад, по которому жили предки

Как на родине Ломоносова сохраняют промысел, которым он впечатлил Екатерину II

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться