В тот же вечер трансляцию "Золотого орла" показал телеканал "Россия 1", а во время самого мероприятия за происходящим можно было наблюдать на онлайн-сервисе ВГТРК "Смотрим". И сейчас там же возможно посмотреть, как все было. Онлайн-трансляция в наше время очень важна, поскольку и на саму премию многие не смогли прийти из-за того, что заболели или боялись заболеть, да и проводилась она довольно в узком кругу. Были приглашены ведущие, те, кто вручает призы, и номинанты плюс СМИ. Строго соблюдалась рассадка, и маски снимали только для фотосессии или выхода на сцену.
Вести в наши дни разносятся быстро, и уже все интересующиеся знают, что абсолютным триумфатором юбилейного "Золотого орла" в 2022 году стала картина режиссера Михаила Локшина "Серебряные коньки". Помимо главного приза - за "Лучший фильм" она получила статуэтки за лучший сценарий (Роман Кантор), лучшую операторскую работу (Игорь Гринякин), лучшую работу художника-постановщика (Александр Загоскин), лучшую работу художника по костюмам (Татьяна Патрахальцева, Галина Солодовникова) и лучший монтаж (Мария Лихачева, Дмитрий Слобцов). На премии продюсером Петром Ануровым была озвучена новость - скоро состоится выставка костюмов к картине. "Серебряные коньки" в этом году были представлены на "Золотого орла" в 12 номинациях - больше, чем другие киноленты, и, как итог, у них шесть призов.
Напомним некоторые факты о фильме: он открывал Московский кинофестиваль в 2020 году, выходил в прокат в декабре того же года (показал хорошие сборы), появился на мировом стриминговом гиганте Netflix в линейке оригинальных проектов (первый из российских художественных фильмов). На Netflix картина вырвалась в лидеры - попала в топ-10 в 26 странах по просмотрам. В России фильм также был показан эксклюзивно на мультимедиаплатформе Okko, а сейчас его можно смотреть сразу на нескольких наших видеосервисах.
Победа "Серебряных коньков" на "Золотом орле" лишь подчеркнула традицию: на первой российской кинопремии года побеждают статусные масштабные крупнобюджетные картины независимо от жанра - драма, исторический фильм или, как в данном случае, сказка.
Владимир Мединский, советник президента РФ, открывая церемонию, подчеркнул, что большинство из номинантов поддержаны государством. И, конечно же, в таком случае хочется в числе лауреатов видеть картину, продемонстрировавшую наибольшие достижения, а "Серебряные коньки" - таковы. Соревнуясь за звание "Лучшего фильма года", они опередили таких конкурентов, как "Иван Денисович", "Капитан Волконогов бежал", "Огонь" и "Уроки фарси". Большинство других призов на премии также получили довольно статусные для России картины. Три награды у фильм-катастрофы "Огонь": "Лучшая женская роль второго плана" (Ирина Горбачева), "Лучшая мужская роль второго плана" (Иван Янковский), "Лучшая работа звукорежиссера" (Алексей Самоделко).
Драма "Иван Денисович" получила двух "Золотых орлов" в номинациях "Лучшая режиссерская работа" (Глеб Панфилов) и "Лучшая мужская роль в кино" (Филипп Янковский). Речь Филиппа Янковского была одним из кульминационных моментов церемонии. "Получить с сыном в один день приз - это так трогательно, - сказал Филипп Янковский. - Жалко, что отец наш не дожил до этого времени, не радуется за нас с внуком" (речь об Олеге Янковском - прим.ред.)". Филипп добавил, что работу в фильме "Иван Денисович" посвятил своей маме, потому что подсознательно играл ее папу - своего дедушку, поблагодарил жену Оксану Фандеру, которая сидела в зале, после чего объявил, что посвящает приз "всем людям, которые сгинули в лагерях".
Еще одним запоминающимся событием на юбилейном "Золотом орле" стало вручение приза "За вклад в кинематограф" народному артисту РФ - Сергею Шакурову, который в первые дни этого года отметил юбилей - 80-летие.
Перечислим имена еще некоторых лауреатов, полный список которых можно найти, как на сайте премии, так и на сайте "РГ", где велась подробная трансляция с места события.
Актрисе Марии Ароновой эксперты премии присудили "Орла" за "Лучшую женскую роль". В фантастической комедии "Пара из будущего" они с Сергеем Буруновым сыграли главных героев - мужа и жену в будущем - в 2040 году. Документальный фильм "Бондарчук. Battle" назван "Лучшим неигровым фильмом". "Седьмая симфония" признана "Лучшим телевизионным сериалом", а сыгравший в ней главную роль (дирижера Карла Элиасберга) Алексей Гуськов - "Лучшим актером в кино". Получая приз, Гуськов напомнил, что 27 января (премию вручали 28 января) был День снятия блокады Ленинграда и особо поблагодарил команду за бережное отношение к теме. Награду за "Лучшую женскую роль в сериале" получила актриса Александра Урсуляк за работу в проекте "Пингвины моей мамы", где она сыграла многодетную мать: один сын (главный герой, которого играет Макар Хлебников) - родной, остальные дети - усыновленные.
Об основных изменениях, коснувшихся кинопремии, "РГ" рассказал новый председатель Экспертного совета "Золотого орла" Иван Кудрявцев, который сменил на этой должности ушедшего от нас известного киноведа Кирилла Разлогова.
В чем особенности премии этого года?
Иван Кудрявцев: Главных нововведений два. Они связаны как с объективными переменами в индустрии, так и с субъективной ситуацией. Нет в 2022 году номинации "Лучший иностранный фильм в российском прокате", потому что слишком многие компании вынуждены были перенести релизы. В ситуации, когда не вышла большая часть интересного и ожидаемого кино, эксперты сочли невозможным вручать награды в такой номинации. Я надеюсь, что в дальнейшем она вернется, когда релизный план и график премьер устаканятся.
В российской киноиндустрии все кипит и пенится, растут инвестиции, и впервые у нас появилась номинация "Лучший сериал онлайн-платформ". Мы предлагаем к рассмотрению, как эксперты, фильмы, которые вначале вышли на платформах. В данной номинации в этом году участвовали сериалы "Вампиры средней полосы", "Пингвины моей мамы" и "Вертинский" - последний и стал лауреатом.
А что если в сериале в Сети присутствует нецензурная лексика, которую потом "запикивают" вещатели, как было с сериалом "Пингвины моей мамы", или же убирают другие неоднозначные фрагменты?
Иван Кудрявцев: Изменение в монтаже проекта - это в компетенции платформы. И мы вряд ли сможем пояснить - повлияла ли нецензурная лексика в проекте на решение киноакадемиков. Это личный выбор каждого из них. Сотни академиков принимают решение и учитывают гораздо больше фактов и смыслов, чем один фактор нецензурной брани. Это миллион факторов помноженный на суждения экспертов.
Не установит ли "Золотой орел" вслед за "Оскаром" свои новые строгие правила?
Иван Кудрявцев: В процедурах по голосованию я участвую впервые, и мое впечатление, что в индустрии нарастает конкуренция. Премия "Золотой орел" становится все более значимой. Получишь ли ты награду? Выдвинут ли твой проект в номинацию? Я заметил, как студии реагируют на попадание в число номинантов: уже гордятся, рассылают релизы. В этом смысле российская Национальная кинопремия все больше идет по пути "Оскара" и "Золотого глобуса" - я имею в виду, что она набирает мощность, становится вехой, от которой начинается и заканчивается весь кинематографический цикл года. Такой точки нам не хватало.
Вопрос пойдет ли "Золотой орел" по пути "Оскара" - скорее, к академии. Мое личное мнение, как участника индустрии, а не как председателя Экспертного совета, таково: индустрия не выработала свои стандарты до конца. Сам факт наличия бурной дискуссии вокруг и внутри происходящего свидетельствует, что процесс будет идти и дальше. Конечно, все смотрят на Голливуд, ориентируются на него, но потом и спорят. Голливуд - отчасти законодатель мод, но не диктатор.
Каждая академия - это сердце кинематографии, ее коллективный разум. У российской - свое направление. Она не будет сливаться ни с какой другой. Она имеет тенденцию искать в глобальном мире собственный путь.