20idei_media20
    10.03.2022 19:30

    Западные санкции и авторынок России: что теперь будет с обслуживанием машин

    Стремительно развивающиеся геополитические события ожидаемо вылились в экономические санкции, которые напрямую затронули отечественный авторынок. Корреспондент "РГ" проехался по автосалонам, авторынкам и сервисным центрам, чтобы своими глазами посмотреть, что происходит
    Стремительно развивающиеся геополитические события, обострившие отношения между западными странами и Россией, ожидаемо вылились в экономические санкции, которые напрямую затронули отечественный авторынок. Само собой, ситуация вызвала неразбериху как в ряду игроков рынка, так и автовладельцев. Корреспондент "Российской газеты" проехался по автосалонам, авторынкам и сервисным центрам, чтобы своими глазами посмотреть, что происходит.

    Новые автомобили
    Фото: Пресс-служба Skoda

    Больше всего шума наделали сообщения руководства мировых автомобильных концернов, в которых те заявили о приостановке деятельности на территории России - прекращению импорта и выключению конвейеров российских заводов. Ухудшили информационную ситуацию, как обычно, "диванные эксперты" из соцсетей, предрекшие нашей стране возвращение во времена годовых очередей и выбора между "Жигулями" и "Москвичом". На самом деле именно на первичном авторынке ситуация выглядит наиболее понятно и прогнозируемо.

    Первое и главное: ни один из автомобильных концернов на сегодняшний день не заявил о своем полном уходе из России. Во всех заявлениях присутствуют слова "временно", "до изменения ситуации", "приостановка" и тому подобные фразы, оставляющие широкое поле для маневра. Более того, заявления центральных офисов европейских марок и их российских представительств заметно отличаются.

    Если западные топ-менеджеры расплывчато намекают на присоединение к санкциям, то отечественные офисы в своих разъяснительных письмах в СМИ ссылаются исключительно на нарушение логистики и сбои поставок комплектующих, подчеркивая, что ищут выход из ситуации и продолжают работу.

    Радикальную позицию на текущий момент заняли в Skoda. Чехи, возглавляемые немцем Томасом Шеффером, идущем, конечно, в фарватере всего концерна VAG, уже не первый раз замечены в геополитической активности. Например, именно Skoda первой из мировых брендов ввела санкции против Беларуси во время антигосударственных беспорядков. С какой целью частная автомобильная компания настолько рьяно высказывает свою политическую позицию против России и Беларуси, чьи рынки для "Шкоды" суммарно занимают второе место по объемам сбыта, остается загадкой. На ум приходит только давняя теория заговора о внутрикорпоративной конкуренции в Volkswagen.

    Достаточно странной выглядит и позиция Volvo - они остановили импорт. Дело в том, что легковое подразделение шведской компании целиком и полностью принадлежит китайскому холдингу Zhejiang Geely, автомобильный бренд которого - Geely Auto - находится в тесных партнерских отношениях как с Россией, так и с республикой Беларусь.

    А вот кто пошел против мирового течения, так это южнокорейцы, которые присоединились к санкциям, но прямо заявили, что Hyundai и Kia к этому отношения не имеют, а потому продолжат полноценную работу в России. Само собой, никуда из нашей страны не собираются уходить и все китайские бренды, которые станут главными бенефициарами в сложившейся ситуации.

    Кроме того, посоветовал сохранить бизнес в России и президент Франции. Правда, бренды Peugeot и Citroen могут оказаться под большим давлением со стороны американской половины концерна Stellantis, которая на нашем рынке особого значения не имеет.

    Полноценного забвения со стороны мировых автомобильных марок точно не будет

    Так или иначе, а полноценного забвения со стороны мировых автомобильных марок ждать вряд ли придется. Во-первых, уход минимум трети автомобильных марок из хвоста российской статистики отечественные автовладельцы просто не заметят - настолько ничтожны их продажи на фоне первой десятки брендов. Во-вторых, в худшем случае, отечественный рынок ждет перераспределение долей рынка в сторону азиатских брендов. Ну а в-третьих, очень вероятен ренессанс "серых" дилеров наподобие тех, что ввозят в нашу страну новые американские Tesla.

    А вот что практически гарантировано, так это рост цен. Дефицит уже привел к тому, что Kia Rio отдают в автосалонах за 2-2,5 миллиона рублей, а Hyundai Creta - за 3, а то и за 3,5 миллиона.

    Подержанные автомобили
    Фото: Максим Блинов / РИА Новости

    Не меньше новостей и на вторичном авторынке. Тут не настолько активно растут цены на автомобили, насколько быстро исчезают сами машины. Все приличные экземпляры вымели еще в пандемию. Сейчас же найти автомобиль в достойном состоянии стало практически невозможно, особенно если речь идет о сумме до миллиона рублей - предел для большинства отечественных покупателей.

    Первый тренд - с площадок trade-in официальных дилеров исчезли добротные варианты. Коронавирусный дефицит, обрушивший услугу обмена старого автомобиля на новый, привел к тому, что автосалоны стали выкупать на склад подержанных машин такие экземпляры, за которые еще пару лет назад менеджера бы сразу уволили. Текущее из мотора и коробки масло, горящий "чек", лопнувшая шпатлевка на кузове и мятые пороги предлагаются продавцами уважаемых дилеров как еще неплохой вариант, просто "требующий заботы". Иномарки C-класса в таком состоянии сейчас предлагают за 500-700 тысяч рублей. А ведь есть объявления и за 400, и за 300 тысяч рублей. Что продается за такие деньги, даже представить сложно.

    Второй тренд - засилье перекупщиков, которые начали действовать хитрее. Теперь они маскируются под реальных владельцев, к которым у простых автомобилистов больше доверия, и даже в объявлениях сами же пишут, чтобы перекупщики их не беспокоили. Машины теперь фотографируются не на площадках, а во дворе жилых домов, имитируя принадлежность к реальному хозяину. По факту осмотра оказываешься на старых добрых авторынках с известными проблемами: восстановленный кузов, скрученный спидометр и прочие "радости" неискушенного автовладельца.

    Третий тренд - спасительные "Автотеки" и прочие базы данных помогают, но не особо. Да, они являются некой гарантией показа юридической чистоты, проверяя залоги, штрафы и прочие документальные нюансы. Но, увы, никакой гарантии технического состояния даже с учетом наличия данных по сервисной истории не дают. Не дают они никакой гарантии и в плане показа реальных ДТП - часть автовладельцев их просто не оформляет, ремонтируя машину в гараже. В итоге приезжаешь посмотреть машину с "зеленой Автотекой", а в реальности видишь ржавое и трижды перекрашенное ведро.

    В общем, если под руку попадается машина из знакомых рук в проверенном состоянии, можно смело ее покупать даже просто как вложение средств, поскольку в ближайший год ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону.

    Сервисное обслуживание
    Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

    А вот автосервисная сфера на текущий момент является главной угрозой кошельку и спокойной жизни российских автовладельцев. И причин тому много. Главные из них - дефицит оригинальных запчастей и рост цен. В зоне риска владельцы гарантийных машин и престарелых премиальных авто.

    Итак, приостановка деятельности мировых брендов подразумевает и заморозку поставок оригинальных комплектующих, которые должны использовать владельцы гарантийных машин. По словам дилеров, складских запасов еще на какое-то время хватит, а вот что будет потом - большой вопрос. В случае использования неоригинальных запчастей владельцы с большой вероятностью потеряют гарантию.

    Еще одна проблема - кузовные детали и кузовной ремонт гарантийных машин, которые получают от страховых компаний направления. По предварительной информации, страховщики в связи с риском неисполнения ремонтных работ уже готовы вернуться к практике выдачи денег вместо направлений, переложив проблему восстановления поврежденных машин на владельцев.

    Что касается неоригинальных деталей, то с их наличием особых проблем как раз не ожидается. Большая часть заводов неоригинала находится в Китае, Тайланде, Турции, Индии и прочих неевропейских странах, которые не вводили санкции против России. Например, российские представители таких брендов как KYB, CTR или Brembo заявили, что просто перераспределят поставки с других заводов.

    Кроме того, большие перевалочные склады запчастей находятся в странах СНГ и в Казахстане в частности. Соседняя страна помимо всего прочего является и известным мостом по поступлению в Россию контрафакта из того же Китая. Очевидно, что рост "нелегальных" деталей теперь заметно увеличится.

    Перекупщики машин теперь маскируются под реальных автовладельцев

    Проблема тут заключается только в том, что достаточный ассортимент неоригинальных компонентов производится для самых популярных моделей вроде тех же Hyundai, Toyota, Nissan, Volkswagen или Renault. А вот владельцы подержанных "Мерседесов" или не дай бог "Ягуаров" могут очень сильно "попасть", поскольку многие запчасти для подобных авто бывают только оригинальные. Тут надежда только на разборки и умельцев по восстановлению.

    Само собой, все вышеперечисленное уже привело к паническому подъему цен на сервисное обслуживание. Беглый обзвон ближайших знакомых автосервисов констатировал подъем цен на работы в полтора раза, на запчасти - в два-три! Если еще вчера замена комплекта цепи ГРМ на известном своими проблемами моторе EP6 стоила около 20-25 тысяч рублей, то в марте 2022 года стоимость процедуры на независимых СТО поднялась до 50 тысяч рублей!

    Как объясняют сервисмены, такая "инфляция" объясняется пока не дефицитом, а неизвестностью и очередными скачками курса рубля - запчасти для сегмента aftermarket в России практически не производятся. Игроки рынка прямо рекомендуют автовладельцам на ближайшие ремонты покупать детали впрок.

    Выводы
    Фото: Наталья Селиверстова/ РИА Новости

    Если обобщать, то в случае долгосрочного сохранения антироссийских санкций, отечественный авторынок ждет не столько коллапс, сколько масштабное переформатирование. Очевидно, что без новых машин и неоригинальных запчастей автовладельцы точно не останутся. Просто акцент сильно сместится в азиатскую сторону, что повлечет и соответствующую перестройку остального рынка.

    Однако в долгосрочный ход событий никто особо не верит. Для многих мировых бизнес-игроков Россия остается миллиардным рынком, в который было слишком много вложено, а потому автокомпании уже ищут (и даже находят) лазейки в санкционной политике. Кроме того, мировые политики, с лёту поддержавшие запреты для нашей страны, потихонечку "включают заднюю", просчитав ответные меры, которые ударят не только по финансовой, но и по социально-политической стабильности благополучных стран. А это прямой удар по имиджу комфортной и сытой жизни Запада.