Амурская область развивает сотрудничество с Китаем, несмотря на пандемию

Для жителей приграничья Китай - близкий, понятный, привычный сосед. Китай - это овощи и фрукты на прилавках дальневосточных магазинов. Китай - это разнообразные промышленные товары: от хозяйственной мелочовки до тяжелых грузовиков и комбайнов.
Мосты объединяют. Стеклянный (на фото) над тропическими лесами Китая собирает туристов со всех стран. А по трансграничному мосту через Амур, между берегами России и Китая, в год будут перевозить два миллиона человек. Здесь создают и таможенно-логистический терминал для экспортных операций, которые будут осуществляться через этот мост. Фото: Евгений Хабаров / iStock

Китай - это интересный и разнообразный отдых в любое время года: нам полюбились пляжи Хайнаня и Бэйдайхэ, горнолыжки Цзилиня, исторические места, природные и рукотворные чудеса Пекина и Циндао, Шанхая и Сианя, Сянгана (Гонконга), Харбина и многих-многих других уголков.

Китай - это овощи и фрукты в дальневосточных магазинах. И разнообразные промтовары: от хозяйственной мелочовки до тяжелых грузовиков и комбайнов

В доковидные времена дальневосточники нередко отправлялись в Китай на лечение. Молодежь получает образование в китайских вузах. А еще дальневосточники переняли некоторые привычки соседей: пристрастились к китайской кухне (особенно северо-восточных провинций), отмечают Праздник Весны (Новый год по восточному календарю) и даже соблюдают правила фэн-шуй.

Сотрудничают и наши экономики. На границе России и Китая сложилась трансграничная агломерация с двумя центрами - городом Благовещенск и городским округом Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян). Здесь безвизовый порядок пересечения госграницы. Он во многом способствует развитию товарного обмена между населением и взаимовыгодному сотрудничеству в туризме, грузовых и пассажирских перевозках, образовании, здравоохранении и других сферах экономической деятельности.

До пандемии через порты Благовещенска и Хэйхэ осуществлялось круглогодичное сообщение: летом - речным транспортом, зимой - автомобильным (по льду Амура), в период ледохода и ледостава - судами на воздушной подушке.

Заметное влияние на потребительский рынок области оказывает приграничная торговля. Она обеспечивает товарами, прежде всего китайского производства, доступными по цене и хорошего качества.

"Сотрудничество с Китаем продолжаем развивать, невзирая на пандемию, - рассказала первый заместитель министра экономического развития и внешних связей Амурской области Екатерина Киреева. - В энергетике функционируют нефтепровод и ЛЭП для экспорта электроэнергии в Китай, а также газопровод "Сила Сибири". В торговле мы наращиваем экспорт экологически чистой сельхозпродукции - сои, соевого масла, меда, пшеницы и кукурузы. Уникальный опыт взаимодействия с китайскими партнерами позволил нам в сложной ситуации последних двух лет сохранить каналы для транспортного сообщения между регионами".

Кроме этого, в последние годы, заметила первый замминистра, "мы много работаем над качеством и удобством логистики для людей и бизнеса". В результате построен 1080-метровый трансграничной автомобильный мост через Амур. Движение по нему должно начаться после снятия коронавирусных ограничений. Ежедневно по мосту смогут проезжать 630 грузовиков, 164 автобуса и 68 легковых машин. Ежегодный поток пассажиров составит около двух миллионов, грузов - до четырех миллионов тонн.

В примостовой зоне создают таможенно-логистический терминал "Каникурган", входящий в перечень приоритетных инвестиционных проектов области. Для экспортных операций, которые будут осуществляться через трансграничный мост, в терминале разработана и запущена система интеллектуальной очереди проезда через переход.

К приоритетным инвестиционным проектам Амурской области также относится трансграничная канатная дорога между Благовещенском и Хэйхэ. "Проект вышел в активную стадию реализации, а все строительные работы планируют закончить в 2023 году", - сообщил исполнительный директор проектной компании "ЗЭД Девелопмент" Владимир Коновалов. По мнению Екатерины Киреевой, фактически на базе автомобильного моста и канатной дороги через Амур формируется новый международный транспортный коридор между двумя государствами, который создает "точки роста" на территориях России и Китая.

"Китай - один из ведущих инвесторов в экономику Амурской области. Он занимает по объемам вложений второе место, - отмечает губернатор Амурской области Василий Орлов. - В 2021 году мы много работали с китайскими компаниями, которые заинтересованы участвовать в инвестиционных проектах по лесопереработке, энергетике, производству новых материалов".

Цифра

57 миллионов долларов составляет объем накопленных прямых инвестиций из Китая в экономику Амурской области