Насколько далеко умчалось такси от привычных представлений о частном извозе, показала даже ярмарка предложений в фойе. Все новинки рынка сугубо виртуальные. Программное обеспечение на выбор: автопарк онлайн (новые приложения руководителя таксопарка), онлайн-сервис для оплаты топлива на АЗС, профессиональная транспортная система "Управляй и зарабатывай" и т. д. Неудивительно, ведь ближайшее будущее таксиста - исключительно "облачное". Разрешение на работу, автомобиль в аренду, уплата налогов - все через интернет.
Эксперты констатируют: таксопарки со штатом постоянных водителей ушли в прошлое. Клиенты тоже знают, что чаще всего их везет вовсе не профессиональный таксист. По статистике, самозанятых в этой сфере уже подавляющее большинство - 98 процентов. Так что новый закон лишь легализует их деятельность, а главная задача документа - создать правила, которые позволят сервису развиваться.
- Современное состояние отрасли определяет цифровая трансформация. Таксопарки - в прошлом, немногие оставшиеся предоставляют автомобили в аренду. Перевозчики - это физлица, работающие на собственных или арендованных авто. Закон вводит новую сущность - службу заказа легкового такси. Чтобы оказать услугу, нужно выполнить всего два условия: зафиксировать стоимость в приложении "Мой налог" и пройти регистрацию в приложении "Мое такси". Этого достаточно, ведь деятельность самозанятых не должна быть зарегулирована, - уверен Максим Шушарин, директор службы по вызову такси из Кургана, которая сегодня работает уже в 18 странах.
Необходимость легализации самозанятых очевидна, подтверждают его коллеги. Задача - привести реалии в соответствие с законодательством. Весь вопрос, как это сделать?
- Существует много предпринимателей, которые не осуществляют перевозки, а просто продают разрешения. Владелец таксопарка - это тот, кто получил такие документы на сто автомобилей, но сам не ездит. Привязки-разрешения к автомобилю быть не должно, но обязательно надо прикрепить его к лицензиату. Схема, когда таксопарк не является перевозчиком, сдает свои авто в аренду и берет плату, не видится справедливой. Пусть все машины будут в отдельном реестре: кто захочет, сможет их взять, - считает начальник отдела пассажирского транспорта департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Дмитрий Полунин.
Регулирование поможет обеспечить прозрачность рынка и покончить с серыми схемами. Но главное - оно должно повысить уровень профессионализма, а значит, и уровень доверия к отрасли. Это программа-максимум. В итоге в такси не должно остаться случайных игроков - агрегаторов, арендодателей, водителей, утверждают законодатели.
Бурное обсуждение вызвала не стратегия - с ней все согласны, а многочисленные детали, отдельные пункты документа. Например, право определять цвет автомобилей отдано регионам. Но, если самозанятый захочет работать не на арендованной, а на собственной машине, что ему делать? Можно ли покрасить ее самому или оклеить цветной пленкой? И получит ли владелец в таком случае разрешение на работу? Пока неизвестно.
- И какова ответственность самозанятого? У большинства из них, как говорится, ни кола ни двора. Если такой водитель въедет в "Бентли", сможет ли он заплатить? Сейчас ответственность несет в первую очередь перевозчик - с водителя-самозанятого взять нечего, - утверждает победитель конкурса "Лучший водитель такси в России-2021" Олег Махматов из Санкт-Петербурга.
Эксперты напоминают: самозанятость - это не юридический статус, а налоговый режим: ИП тоже может получить лицензию как плательщик налога на профессиональный доход. При этом многие согласны, что полис ОСАГО вряд ли покроет ущерб в случае серьезной аварии. Возможно, нужна дополнительная ответственность, в том числе и со стороны агрегаторов.
Самый болезненный вопрос - медосмотры. По словам Максима Шушарина, в Кургане, например, просто нет круглосуточного медпункта. Где водитель будет проходить предрейсовый контроль, если ему нужно забрать первого клиента из аэропорта ночью или рано утром? Дмитрий Полунин, в свою очередь, категоричен: главное - безопасность, поэтому устанавливать отдельные требования для разных регионов нельзя. Клиент должен быть уверен, что водитель медосмотр прошел.
Пока внятных вариантов решения этой проблемы нет. Некоторые эксперты в случае отсутствия условий предлагают игрокам рынка самим создавать медицинские кабинеты и даже использовать возможности… телемедицины. Правда, трудновато представить, как врач на удаленке измерит давление курганскому таксисту.
Впрочем, в целом ситуация в отрасли сейчас вполне стабильная, игроки смотрят в будущее с оптимизмом.
- Санкции испытали на себе таксопарки, у которых авто в собственности, лизинговые платежи. Стоимость автомобилей, расходников, обслуживания увеличилась, поэтому работать станет тяжелее. Но, если говорить об отрасли в целом, более живучая, надежно работающая и стабильная модель - это работа с самозанятыми. Она отличается от экономики крупных таксомоторных предприятий. Человек, судьба которого зависит от перевозок на легковом такси, в любом случае будет работать. Может быть, объем упадет из-за снижения доходов населения, но эта отрасль будет двигаться всегда - независимо от политической конъюнктуры, санкций, состояния экономики, - резюмирует Шушарин.
Борис Гладких, член комитета Государственной думы по энергетике:
- Что дает новый закон? Мы упрощаем модель для самозанятых, даем возможность всем, кто пожелает, на простых условиях войти в отрасль легально. Но, конечно, есть понятные ограничения, скажем, по водительскому стажу и штрафам. Создаем прозрачный реестр автомобилей, чтобы проследить историю каждого в случае ДТП. Повышаем ответственность агрегаторов, которая сегодня наступает только на основании решений Верховного суда. И еще даем свободу регионам.
Количество официальных разрешений на работу такси в России в 2022 году уменьшилось на 50 тысяч, сообщили "Ведомости". На 1 июня 2022 года в реестр внесено менее 410 тысяч лицензий, тогда как в декабре 2021-го их было около 460 тысяч. Самое ощутимое снижение в Дагестане (на 77 процентов), Новосибирской области (на 55), Татарстане (на 45), Тюменской области (на 35 процентов). По мнению экспертов, эти цифры означают не уход с рынка, а перемещение в его теневой сектор. Главной причиной называют рост стоимости ОСАГО: для машин-такси юрлиц она в 2,5 раза выше, чем для обычных автомобилей фирм, а у физических лиц разница и вовсе 10-кратная.