15.06.2022 07:19
    Поделиться

    Надежный причал

    В 2021 году Мурманский морской торговый порт поставил новый рекорд отправки грузов по Северному морскому пути, достигнув уровня в 700 тысяч тонн каботажных грузов в арктическом направлении.
    Мурманский морской торговый порт внедряет передовые технологии перевалки грузов.
    Мурманский морской торговый порт внедряет передовые технологии перевалки грузов. / Пресс-служба АО "ММТП"

    Направление - Арктика

    Кроме того, мурманские портовики обеспечили перевалку порядка миллиона тонн железорудного концентрата (ЖРК) для транспортировки по самой северной морской транспортной артерии между терминалами Мурманского морского торгового порта (АО "ММТП"), Мурманского балкерного терминала (ООО "МБТ") и портами Китая. По сравнению с предыдущим годом отправка судовых партий ЖРК по Северному морскому пути через причалы АО "ММТП" и ООО "МБТ" составила рекордные 968 тысяч тонн - плюс 124 процента. При этом максимальная судовая партия выросла с 73 602 до 118 127 тонн. Основой для успеха в развитии этого направления стала совместная слаженная работа АО "ММТП", ООО "МБТ" и судоходной компании "МАСКО" вместе с партнерами - компаниями АО "НТК", АО "СУЭК", АО "МХК "ЕвроХим" и ОАО "РЖД".

    - Мы исходим из того, что сегодня перед нашим государством стоит амбициозная задача по развитию Арктики, - подчеркнул исполнительный директор АО "Мурманский морской торговый порт" Алексей Рыкованов. - Освоение Севморпути является одним из ключевых элементов для ее решения. С увеличением грузопотоков по этому маршруту Северный морской путь становится по-настоящему важной мировой транспортной артерией. Опыт работы Мурманского морского торгового порта в арктических условиях - это уникальный ресурс, причем не только нашего предприятия.

    Он формировался на протяжении более чем ста лет. С приходом в 2012 году в Мурманск Сибирской угольной энергетической компании и Национальной транспортной компании порт получил качественно новый импульс для развития.

    Внимание на экран

    Основанный более века тому назад, сегодня Мурманский морской торговый порт является крупнейшей стивидорной компанией в Арктической зоне РФ с уникальным опытом работы в условиях Крайнего Севера. С момента прихода в Мурманский морской торговый порт компаний НТК и СУЭК этот статус еще более упрочился. За последнее десятилетие на предприятии реализованы уникальные проекты, аналогов которым в Российской Арктике еще не было.

    В частности, сегодня порт реализует масштабную экологическую программу, которая позволила начать решение проблем, копившихся не одно десятилетие. Она разработана специалистами предприятия в кооперации с ведущими учеными страны и мира и включает в себя 13 проектов. В ее основу положен опыт крупнейших портов мира, досконально изученный и адаптированный к условиям Арктики. В порту наладили работу экологической диспетчерской, установили снего-и туманогенерирующие пушки, высадили сотни деревьев, по всему периметру терминала установили пылеветрозащитные экраны. Вокруг производственной площадки ММТП установлено 1,553 тысячи метров конструкций экранов высотой 20 метров. Они не только выполняют защитную функцию, но и задают яркую художественную доминанту в городе. Данный опыт АО "ММТП" лег в основу разработанного в России справочника наилучших доступных технологий, которые должны применяться при перевалке навалочных грузов в морских портах России.

    Филигранная работа

    Не менее важным в ММТП считают начавшийся в последние годы процесс воссоздания единого транспортно-логистического комплекса. Совместная работа АО "ММТП", ООО "МБТ" и судоходной компании "МАСКО" (бывший Портофлот) в структуре Национальной транспортной компании становится все более тесной и эффективной. Сегодня ежегодный грузооборот составляет свыше 20 миллионов тонн навалочных и генеральных грузов. Прежде всего это уголь, железорудный концентрат, марганцевая руда, окатыши, технологическое оборудование, строительные материалы. Средняя интенсивность погрузки навалочных грузов составляет около 35 тысяч тонн в сутки. Мощности ММТП и МБТ позволяют осуществлять перевалку любых генеральных и навалочных грузов, в том числе крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных весом до 80 тонн.

    Еще один секрет успеха - применение прогрессивных технологий, модернизация инфраструктуры, внедрение современной техники, высокий уровень технической подготовки работников. Недавно в рамках программы технической модернизации предприятия на площадке ММТП введен в эксплуатацию первый в нашей стране кран российского производства с максимальной грузоподъемностью 124 тонны. Сигнал для начала работы суперкрана дал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

    В ММТП запущен первый в России отечественный кран с максимальной грузоподъемностью 124 тонны. Фото: Пресс-служба АО "ММТП"

    При этом важно, что ММТП - один из немногих портов в европейской части России, где можно круглогодично принимать и обрабатывать суда класса Capesize, которые являются одними из самых больших в современном торговом флоте. Свое название они получили, потому что из-за больших размеров не могут проходить через Панамский или Суэцкий каналы и вынуждены огибать мыс Горн в Южной Америке и мыс Доброй Надежды на юге Африки. В 2021 году порт значительно расширил программу работы с такими морскими гигантами, обработав за год 22 судна общей грузоподъемностью 3,3 миллиона тонн (для сравнения: в 2020 году в порту было обработано 14 таких судов). Увеличение количества судозаходов морских гигантов в ММТП позволило поставить еще один рекорд.

    При этом при работе с железорудным концентратом также увеличился тоннаж судовых партий: в 2021 году в ММТП и МБТ были обработаны три судна типа BabyCape c судовыми партиями более 100 тысяч тонн.

    Ежегодный грузооборот компаний составляет более 20 миллионов тонн навалочных и генеральных грузов

    Еще один яркий пример - в минувшем году в АО "Мурманский морской торговый порт" успешно выполнена масштабная транспортно-логистическая операция по обработке основного оборудования для ветропарка Кольской ВЭС. Особенность этого проекта - большие размеры груза, обработка которого требует филигранной работы. Вес только одной секции башни ветроустановки составляет 79,94 тонны. Общий вес всех компонентов для одного ветрогенератора - 374,36 тонны. Длина одной секции башни - 29,95 метра. Такую махину нужно было не только выгрузить с судна, но и провезти по всей территории порта. Всего мурманские портовики обеспечили 17 судозаходов в Мурманский морской торговый порт с оборудованием для 57 ветроустановок. Общий вес обработанных грузов составил 21,2 тысячи тонн.

    Принцип ответственности

    - Мы гордимся тем фактом нашей истории, что Мурманск был построен и получил развитие благодаря Мурманскому морскому торговому порту, - говорит Алексей Рыкованов. - Нас даже называют "старшим братом города". В этом одна из важных составляющих миссии нашего предприятия. Осознавая высокую социальную ответственность, АО "Мурманский морской торговый порт" активно участвует в реализации масштабной социальной программы, адресатами которой являются как работники нашего предприятия, так и все жители Мурманска.

    Социальная политика предприятия касается самых разных сфер. Так, в прошлом году в рамках совместной с органами государственной и муниципальной власти работы по формированию комфортной городской среды была завершена масштабная реконструкция одной из дворовых территорий в Мурманске. Ранее силами порта были обновлены знаковые для города места - площадь перед памятником Герою Советского Союза Анатолию Бредову, скверы перед Морским вокзалом и другие.

    Предприятие является одним из драйверов развития в регионе хоккея с мячом, в том числе самой северной профессиональной команды по хоккею с мячом и единственной в Мурманской области, выступающей в высшем дивизионе отечественного спорта, - хоккейного клуба "Мурман". Помимо спонсорской поддержки клуба, порт содействует развитию детско-юношеского спорта.

    Кстати

    1 сентября 2021 года, когда порт отмечал 106-летие, на борт судна Seaforce было погружено 160,3 тысячи тонн угля. Это максимальная грузовая партия за всю историю порта.

    Инфографика "РГ" / Алексей Михайлов / Анна Дурова
    Поделиться